Аренда помещения под магазин: подробная инструкция
Расположение магазина влияет на его доход. Так, место с низкой проходимостью привлечет меньше клиентов, чем заметная торговая точка на популярной улице. Немаловажны качество помещения, его оснащенность, условия аренды — нужно предусмотреть многое, чтобы привлечь клиентов и не разориться на обустройстве.
Расскажем, как арендовать помещение для бизнеса.
Как искать помещение
Есть два варианта поиска:
- С брокером. Специалист отберет лучшие варианты, организует встречу с арендодателем и осмотр помещения, поможет заключить договор на выгодных условиях. Обычно брокерам платят собственники, но иногда комиссию взимают с арендаторов. Уточните условия заранее.
- Самостоятельно. Вы выбираете помещение на платформах брокерских компаний и агрегаторах недвижимости. Этот подход более экономный, но отнимает много времени. Мониторить каталоги, общаться с собственниками и осматривать варианты придется самостоятельно, как и следить за чистотой сделки.
Критерии выбора
Учитывайте эти рекомендации, как найти помещение в аренду под магазин.
Район. Отталкивайтесь от специфики вашего бизнеса. В центре популярны бутики, магазины премиальной косметики и бытовой техники. В спальных районах высокий спрос на товары повседневного использования, продукты, бытовую химию.
Местоположение. Открывайте магазин там, где пролегает маршрут ваших клиентов. Например, после работы сотрудники завода заглянут в супермаркет между промзоной и жилым комплексом, а состоятельные автолюбители — в кафе рядом с парковкой.
Проходимость. Если вы продаете неуникальные товары, учитывайте пешеходный поток. Например, он важен для зоомагазинов, ларьков с сигаретами или шаурмой. Клиенты не выбирают такой магазин специально — они заходят в тот, который встречается на пути.
Соседи. Если у бизнесов одна целевая аудитория, они помогут друг другу увеличить трафик. Например, для минимаркета здорового питания соседство со спортклубом и центром диетологии — выгодное. Открытие такого магазина в районе с барами и кальянными не окупится. Важный фактор — конкуренция. Ноунейм-супермаркет рядом с сетевыми гигантами вряд ли привлечет клиентов.
Стоимость. На аренду помещений под бизнес должно уходить не более 30% выручки. Выясните, предоставляет ли собственник арендные каникулы и собирается ли он повышать ставку в течение срока.
Условия использования. Уточняйте зоны ответственности сторон, штрафы. Если вы собираетесь арендовать помещение в торговом центре, узнайте, как его собственник может изменить условия.
Состояние. Если ваш бизнес подпадает под государственную проверку, ищите специально оборудованное помещение. В крайнем случае — такое, которое можно переоборудовать самостоятельно. Например, для магазина с пекарней необходимы кухонная зона и вытяжки. Чтобы сэкономить на ремонте, выбирайте помещение с отделкой.
Как осматривать помещение
Чек-лист для оценки:
- Вход. Клиенты должны легко попадать в ваш магазин. Они не будут обходить все здание или спускаться в цоколь, если рядом есть точка с более удобным входом.
- Зона разгрузки. Проследите, чтобы у помещения была территория для приема поставки, а грузовики смогли подъехать к складу.
- Парковка. Она особенно важна для некоторых видов бизнеса, например строительных или мебельных магазинов.
- Размещение вывески. Сложности возникают с помещениями в жилых домах: требуется разрешение от жильцов. Уточните, нужно ли оплачивать вывеску ежемесячно и есть ли ограничения по ее размеру.
- Электроэнергия. Узнайте, сколько киловатт выдерживает электросеть, чтобы не случилось перегрузки.
- Коммуникации. Объект должен иметь минимум одну мокрую точку, но для разных учреждений условия различаются.
- Наличие кондиционеров. Их отсутствие влияет на качество продукции и комфорт клиентов.
Какие документы понадобятся
От собственника нужны:
- паспорт;
- информация из ЕГРЮЛ — вы можете самостоятельно проверить компанию-арендодателя по ИНН или ОГРН;
- выписка из ЕГРН;
- технический план со схемой и площадью помещения;
- договоры с обслуживающими компаниями — охраны, утилизации мусора;
- доверенность, если договор подписывает представитель директора компании.
Арендатор предоставляет:
- паспорт;
- сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- доверенность, если сделку заключает представитель директора.
Сделку оформляют с помощью двух документов:
- договора аренды;
- акта приема-передачи помещения.