Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей
12 сентября в Музее современного искусства “Гараж” откроется выставка “bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты”. Рассказываем о ней и местах, которые нужно посмотреть в Москве, чтобы узнать о Баухаусе чуть больше.
Немецкая школа дизайна и архитектуры Баухаус была основана в Веймаре в 1919 году. Идеологи и руководители Баухауса, (например, архитекторы Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Людвиг Мис ван дер Роэ) отказывались от избыточности и руководствовались принципами функциональности и общедоступности. При этом самым важным принципом Баухауса, сформулированным Гропиусом, было создание нового типа “здания будущего”, в котором сливаются в едином образе архитектура, скульптура и живопись. Именно поэтому среди преподавателей школы числились такие великие художники-авангардисты, как Василий Кандинский и Эль Лисицкий.

Ханнес Мейер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA)/Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Мейера.
Международный проект музея “Гараж” bauhaus imaginista исследует то, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах. Выставка в “Гараже” показывает, как идеи немецкого Баухауса прижились в СССР и, что еще интереснее, как они повлияли друг на друга. Экспозиция из фотографий, писем, коллажей, манифестов, архитектурных набросков и личных записей построена вокруг историй выпускников и студентов школы, побывавших в Москве в 1930-е вместе с ее вторым директором Ханнесом Мейером.

Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
После выставки идите смотреть на все вживую: в Москве есть несколько реализованных проектов, но признать их не всегда легко — выпускники Баухауса и в том числе один из руководителей школы Ханнес Мейер работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям эпохи. Но самым главным осталась их верность функциональному методу.

Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
Мы поговорили с искусствоведом и научным консультантом проекта Татьяной Эфрусси, которая рассказала нам о том, какие московские места связаны с легендарной немецкой школой.

Школа Баухаус в Дессау.
1. Станция метро “Аэропорт”
Московское метро часто называют “музеем под землей”, но то, что среди его станций есть работы выпускников Баухауса, знают немногие. Например, в проектировании станции “Аэропорт” принимал участие венгр Тибор Вайнер, приехавший с Ханнесом Мейером в Москву в 1931 году.


2. Павильон “МОПР” на ВДНХ
Над проектом павильона “МОПР” (Международная организация помощи борцам революции) работал выпускник Баухауса, автор ламп в здании Баухауса в Дессау. Вместе с ним создавала павильон архитектор Фаина Белостоцкая, для которой это была не первая работа на ВНДХ. Само здание существует с 1940 года, но оно было закрыто во время Великой Отечественной войны, а в 1954 году в павильоне было принято решение разместить “Физическую культуру и спорт”.


3. Индустриальная академия им. Кагановича (больница № 59)
Один из архитекторов Баухауса Филипп Тольцинер брался за проект Академии им. Кагановича, но в процессе строительства она была перестроена в больницу. Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала “соцгородка” Орска на Южном Урале и принимал участие в разработке одного из конкурсных проектов Дворца Советов в Москве.

4. Дом Наркомфина
Цветовое решение для помещений знаменитого Дома Наркомфина создал профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер, приглашенный Гинзбургом в 1928 году. К сожалению, до нашего времени оригинальный цвет стен не сохранился. Примерно понять, что за цветовые решения были использованы Шепером, можно, только посмотрев архивы Баухауса или книгу Моисея Гинзбурга “Жилище”. “Теплая гамма в основном: потолок — светлая охра, стены светло-желтые (лимонные). Холодная гамма в основном: потолок голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами. Так, в смежных комнатах рядом с холодной гаммой были введены теплые розовые и желтые тона, и, наоборот, по соседству с теплой гаммой — холодноватые голубые и серые”, — писал он.

Картинка с вариантом окраски ячеек типа F в доме НКФ взята из “красочного приложения” к журналу “Малярное дело” № 3-4 за 1930 год (журнал был печатным органом “Малярстроя”, нанявшего Шепера).

Цветовое оформление фасадов здания школы в Дессау. Архив Баухауса.
5. Моторный корпус МАИ
В середине 1930-х годов над зданием моторного корпуса МАИ в Москве работал немецкий архитектор Конрад Пюшель. Он, как и Филипп Тольцинер, работал в разных городах России. Даже сохранились его воспоминания, в которых он рассказывает о методах работы в СССР, где “план должен быть соблюден любой ценой”.

МАИ в начале 1950-х. Скульптура парашютистки на фоне моторного корпуса. Фото: Visionary.
6. Дворец Советов
В 1951–1956 годах в рамках конкурса на строительство Дворца Советов (одного из самых амбициозных неосуществленных советских проектов) рассматривалось более 250 проектов, среди которых был и самый знаменитый проект Бориса Иофана со стометровой статуей Владимира Ленина. Дворец Советов так и не был построен, и тем не менее сотрудники Баухауса также представили собственное видение советского проекта. Перед вами работа бригады Гипровтуза — проектного института, в котором работали баухаусовцы (Филипп Тольцинер, Антонин Урбан, Тибор Вайнер и консультант Ханнес Мейер).



7. Градостроительный план Москвы
Еще один нереализованный проект иностранных архитекторов — новый градостроительный план Москвы. Первый руководитель Баухауса Ханнес Мейер предложил свое видение столицы СССР, где в центре города он предусмотрел новые площади для демонстраций и 30-этажные небоскребы для ЦК партии и Коминтерна на Красной площади. Небоскребы должны были соединяться “мостом” с залом собраний, откуда можно было бы обозревать демонстрации на новой расширенной площади.
Вам будет интересно
Искусствовед Татьяна Эфрусси и архитектурный фотограф и преподаватель школы МАРШ Юрий Пальмин в рамках выставки в “Гараже” запускают воркшоп “Баухаус в России. Призраки”, где участники смогут попробовать поработать с “нематериальным” в архитектуре с помощью фотографии (теоретические основы современной фотопрактики были во многом заложены в школе Баухаус). Для участия в проекте будут приглашены жители городов, история которых так или иначе связана с Баухаусом. В некоторых из них постройки сохранились до нашего времени, в других они перестроены до неузнаваемости или вовсе разрушены, в третьих так ничего и построено. Итогом работы станет публикация комплекта открыток с фотографиями, которые будут представлены в “Гараже”, а также публикация в онлайн-журнале проекта bauhaus imaginista.
Немецкая школа дизайна и архитектуры Баухаус была основана в Веймаре в 1919 году. Идеологи и руководители Баухауса, (например, архитекторы Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Людвиг Мис ван дер Роэ) отказывались от избыточности и руководствовались принципами функциональности и общедоступности. При этом самым важным принципом Баухауса, сформулированным Гропиусом, было создание нового типа “здания будущего”, в котором сливаются в едином образе архитектура, скульптура и живопись. Именно поэтому среди преподавателей школы числились такие великие художники-авангардисты, как Василий Кандинский и Эль Лисицкий.

Ханнес Мейер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA)/Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Мейера.
Международный проект музея “Гараж” bauhaus imaginista исследует то, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах. Выставка в “Гараже” показывает, как идеи немецкого Баухауса прижились в СССР и, что еще интереснее, как они повлияли друг на друга. Экспозиция из фотографий, писем, коллажей, манифестов, архитектурных набросков и личных записей построена вокруг историй выпускников и студентов школы, побывавших в Москве в 1930-е вместе с ее вторым директором Ханнесом Мейером.

Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
После выставки идите смотреть на все вживую: в Москве есть несколько реализованных проектов, но признать их не всегда легко — выпускники Баухауса и в том числе один из руководителей школы Ханнес Мейер работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям эпохи. Но самым главным осталась их верность функциональному методу.

Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
Мы поговорили с искусствоведом и научным консультантом проекта Татьяной Эфрусси, которая рассказала нам о том, какие московские места связаны с легендарной немецкой школой.

Школа Баухаус в Дессау.
1. Станция метро “Аэропорт”
Московское метро часто называют “музеем под землей”, но то, что среди его станций есть работы выпускников Баухауса, знают немногие. Например, в проектировании станции “Аэропорт” принимал участие венгр Тибор Вайнер, приехавший с Ханнесом Мейером в Москву в 1931 году.


2. Павильон “МОПР” на ВДНХ
Над проектом павильона “МОПР” (Международная организация помощи борцам революции) работал выпускник Баухауса, автор ламп в здании Баухауса в Дессау. Вместе с ним создавала павильон архитектор Фаина Белостоцкая, для которой это была не первая работа на ВНДХ. Само здание существует с 1940 года, но оно было закрыто во время Великой Отечественной войны, а в 1954 году в павильоне было принято решение разместить “Физическую культуру и спорт”.


3. Индустриальная академия им. Кагановича (больница № 59)
Один из архитекторов Баухауса Филипп Тольцинер брался за проект Академии им. Кагановича, но в процессе строительства она была перестроена в больницу. Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала “соцгородка” Орска на Южном Урале и принимал участие в разработке одного из конкурсных проектов Дворца Советов в Москве.

4. Дом Наркомфина
Цветовое решение для помещений знаменитого Дома Наркомфина создал профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер, приглашенный Гинзбургом в 1928 году. К сожалению, до нашего времени оригинальный цвет стен не сохранился. Примерно понять, что за цветовые решения были использованы Шепером, можно, только посмотрев архивы Баухауса или книгу Моисея Гинзбурга “Жилище”. “Теплая гамма в основном: потолок — светлая охра, стены светло-желтые (лимонные). Холодная гамма в основном: потолок голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами. Так, в смежных комнатах рядом с холодной гаммой были введены теплые розовые и желтые тона, и, наоборот, по соседству с теплой гаммой — холодноватые голубые и серые”, — писал он.

Картинка с вариантом окраски ячеек типа F в доме НКФ взята из “красочного приложения” к журналу “Малярное дело” № 3-4 за 1930 год (журнал был печатным органом “Малярстроя”, нанявшего Шепера).

Цветовое оформление фасадов здания школы в Дессау. Архив Баухауса.
5. Моторный корпус МАИ
В середине 1930-х годов над зданием моторного корпуса МАИ в Москве работал немецкий архитектор Конрад Пюшель. Он, как и Филипп Тольцинер, работал в разных городах России. Даже сохранились его воспоминания, в которых он рассказывает о методах работы в СССР, где “план должен быть соблюден любой ценой”.

МАИ в начале 1950-х. Скульптура парашютистки на фоне моторного корпуса. Фото: Visionary.
6. Дворец Советов
В 1951–1956 годах в рамках конкурса на строительство Дворца Советов (одного из самых амбициозных неосуществленных советских проектов) рассматривалось более 250 проектов, среди которых был и самый знаменитый проект Бориса Иофана со стометровой статуей Владимира Ленина. Дворец Советов так и не был построен, и тем не менее сотрудники Баухауса также представили собственное видение советского проекта. Перед вами работа бригады Гипровтуза — проектного института, в котором работали баухаусовцы (Филипп Тольцинер, Антонин Урбан, Тибор Вайнер и консультант Ханнес Мейер).



7. Градостроительный план Москвы
Еще один нереализованный проект иностранных архитекторов — новый градостроительный план Москвы. Первый руководитель Баухауса Ханнес Мейер предложил свое видение столицы СССР, где в центре города он предусмотрел новые площади для демонстраций и 30-этажные небоскребы для ЦК партии и Коминтерна на Красной площади. Небоскребы должны были соединяться “мостом” с залом собраний, откуда можно было бы обозревать демонстрации на новой расширенной площади.
Вам будет интересно
Искусствовед Татьяна Эфрусси и архитектурный фотограф и преподаватель школы МАРШ Юрий Пальмин в рамках выставки в “Гараже” запускают воркшоп “Баухаус в России. Призраки”, где участники смогут попробовать поработать с “нематериальным” в архитектуре с помощью фотографии (теоретические основы современной фотопрактики были во многом заложены в школе Баухаус). Для участия в проекте будут приглашены жители городов, история которых так или иначе связана с Баухаусом. В некоторых из них постройки сохранились до нашего времени, в других они перестроены до неузнаваемости или вовсе разрушены, в третьих так ничего и построено. Итогом работы станет публикация комплекта открыток с фотографиями, которые будут представлены в “Гараже”, а также публикация в онлайн-журнале проекта bauhaus imaginista.