Бизнес что выгодно производить
Содержание:
- Время посредников уходит
- Оценка текущей ситуации по отраслям МСБ за 1-е полугодие 2015
- Перспективы производства: где искать прибыль
- На что готовы тратить россияне
- Что выгодно производить в кризис по отраслям
Содержание
- 1 Время посредников уходит
- 2 Оценка текущей ситуации по отраслям МСБ за 1-е полугодие 2015
- 3 Перспективы производства: где искать прибыль
- 4 На что готовы тратить россияне
- 5
Что выгодно производить в кризис по отраслям
- 5.1 1 Мебель: шик со свалки
- 5.2 2 Товары для животных: дешевле и полезней
- 5.3 3 Строительные и отделочные материалы: деньги из воздуха
- 5.4 4 Товары для туризма: широка страна моя родная
- 5.5 5 Автомобильное оборудование: Thule из Тулы
Время посредников уходит
С самого начала экономических свобод в России и до недавнего времени отечественный малый бизнес предпочитал сферу торговли и услуг. Зачастую бизнес-модель была элементарной: покупаем за границей, продаем на родине. Низкая конкуренция, огромные возможности выбора обеспечивали высокую рентабельность проектов.
* — с годовой выручкой до 1 млрд руб. (критерии 2014 года) Источник: Росстат, сборник «Малое и среднее предпринимательство в России» 2015 г.
Кризис, санкции, высокий доллар и слабый рубль диктуют новые правила игры: в торговле и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Самое значительное снижение выручки за 1-е полугодие 2015 года зафиксировано в оптовой и розничной торговле, в грузоперевозках. Для малого бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Именно здесь множество свободных/малоконкурентных ниш. Давайте разберемся, что выгодно производить малому бизнесу в России сейчас.
Оценка текущей ситуации по отраслям МСБ за 1-е полугодие 2015
* — индекс текущей ситуации — экспертная оценка положения дел за прошедший период Источник: исследование «Пульс малого бизнеса», Альфа-Банк, июнь 2015
Перспективы производства: где искать прибыль
Импортная продукция сегодня есть в любых российских магазинах: продовольственных, спортивных, детских, бытовых, электротехнических и других товаров. Часто под надписью «сделано в России» скрывается собранный из иностранных компонентов продукт. Малый бизнес может запустить успешное производство любого из этих товаров. Главное, выявить какой продукт, какого качества и цены будет востребован.
Определяясь с производством, стоит учесть и настроения/предпочтения потребителей в секторе B2B и B2C. Россияне — частные лица меньше покупают, больше сберегают. Сменилось направление использования свободных денег.
На что готовы тратить россияне
Источник: исследование Nielsen «Настроение российских потребителей в IV квартале 2015 года»
Российские предприятия ориентированы на приобретение товаров/услуг, позволяющих сохранить/повысить уровень продаж при снижении затрат, т. е. ищут недорогие способы повышения эффективности бизнес-процессов, снижения себестоимости продукции. Например, за счет замены импортных комплектующих российскими.
Что выгодно производить в кризис по отраслям
1 Мебель: шик со свалки
Итальянские кухни становятся для многих непозволительной роскошью. Самое время предложить соотечественникам качественную экологичную мебель российского производства. Наш потребитель ныне считает деньги, изощрен в практичности мебели и попробовал «Икею».
Поэтому успешная мебельная бизнес-идея должна быть:
- дешевой в производстве, конкурентной по цене;
- свежей и оригинальной, с использованием дизайнерских решений;
- экологичной, использующей идеи вторичного использования.
Мебель из паллет (деревянных строительных поддонов) отвечает этим требованиям. Может быть дачной, садовой, предназначаться для офисов и создания жилых интерьеров в стиле кантри, лофт или индастриал. При этом необязательно поддоны разбирать, их используют в качестве модулей, конструируя авторские модели. Секрет — в правильной обработке. Паллеты — дешевый и благодарный «строительный» материал.
Важный нюанс. Мебель должна выглядеть стильной и функциональной, а не топорной. В разработке моделей должны участвовать дизайнеры-профессионалы.
2 Товары для животных: дешевле и полезней
По данным ВЦИОМ у 76% россиян есть домашние животные. Мы третьи в мире по числу питомцев на душу населения после США и Китая. Что выгодно производить в России малому бизнесу для братьев меньших?
Российский рынок кормов для животных растет вопреки кризису. В самом выгодном сегменте рынка — кормах для кошек и собак — сегодня два лидера: Mars и Nestle (совместная доля — 86%). Их можно и нужно теснить отечественным производителям. Главное, выбрать правильную нишу.
Считается, что россияне не экономят на питомцах даже тогда, когда самим есть нечего. В реале же люди переводят животных на корма эконом-класса, предпочитая самые полезные из доступных вариантов.
Здоровая еда для кошек и собак — мясокостный фарш с витаминными и минеральными добавками. Такие корма используют специализированные питомники, за ними охотятся знающие кото- и собаковладельцы. Производством «натуральных котлет» для животных занимаются в России единичные мелкие производители. Ниша малоконкурентна.
Для производства натуральных кормов для кошек и собак не нужна дорогостоящая технологическая линия, можно организовать все на минимальной площади с небольшими вложениями.
Для запуска полного производственного цикла потребуется оборудование:
- разделочный стол для мясопродуктов;
- мясорубка и фаршемешалка;
- формовочный аппарат / весы;
- аппарат шоковой заморозки и «горячий» стол для упаковки;
- морозильная камера.
Себестоимость натурального корма получается ниже, чем у промышленной «сушки», даже если производить из мяса механической обвалки, которое используется при изготовлении колбас. Бизнес-модель простая. Главное ограничение продаж — в точке сбыта должно быть холодильное оборудование.
3 Строительные и отделочные материалы: деньги из воздуха
Рынок стройматериалов сужается. Согласно исследованию аналитиков RD Construction падение производства за январь-июль 2015 по сравнению со второй половиной 2014 года зафиксировано по цементу, товарному бетону, ЖБИ, красному керамическому кирпичу: −12, −30, −15, −1,5% соответственно. Так аукнулось стройматериалам сокращение темпов массового жилищного строительства — падает спрос на жилье.
Замещать особо нечего: в РФ налажено производство песка, цемента, кирпича, отделочных и других строительных материалов. Есть ли что-то, что сейчас выгодно производить в России в этом сегменте? Все перспективы — в узких нишах, новых технологиях и дешевом сырье. Не проходите мимо: резиновые крошка, плитка и покрытия делаются из того, что лежит под ногами — отработанных автошин. Узнайте, как заработать на производстве топливных брикетов.
Основная продукция переработки старых автопокрышек, резиновая крошка, используется в производстве:
- резиновой плитки/брусчатки;
- покрытий для спортплощадок и фитнес-залов;
- стеновых отделочных материалов;
- инновационных покрытий для дорог;
- фурнитуры для автомобилей (коврики, брызговики и т. д.).
Стоимость технологических линий по «перемолке» автошин в резиновую крошку зависит от производительности, степени автоматизации процесса, качества и размера выходной фракции. Но в общем, речь идет о затратах в 1 — 12 млн руб. Кроме китайских вариантов оборудования, есть и российские: заводы ООО «Вторрезина Экопром», ООО «Альфа-СПК» и другие предлагают линии собственной разработки. Лучше предпочесть отечественное оборудование — выше и качество продукта, и надежность станков.
Выгоднее производить товары с высокой добавочной стоимостью, т. е. кроме резиновой крошки выдавать плитку и покрытия. Последние два продукта формуются холодным или горячим способом из крошки, полиуретанового клея и красителя. Стоимость оборудования стартует с 2 млн руб.
Срок окупаемости мини-завода по производству резиновой плитки — от 6 месяцев. Показатель отличный, однако инвестиции для старта понадобятся внушительные. Существует более экономный вариант входа: многие производители (EcoStep, «Мастерфайбр» и др.) предлагают начать бизнес по франшизе. От 500 тыс. руб.
4 Товары для туризма: широка страна моя родная
’
Рост главных мировых валют и удорожание стоимости рабочей силы в Китае благоприятно сказываются на отечественном рынке легкой промышленности. В 2015 году доля российских производителей в этой отрасли выросла до 24% и продолжает увеличиваться. На чем сосредоточиться стартапу?
Россияне экономят на поездках за границу в отпуск. Большинству приходится довольствоваться местным колоритом и спонсировать внутренний туризм. Им нужна экипировка.
В 2016 году рост ожидается по следующим категориям туристических товаров:
- туристическая одежда и снаряжение средней ценовой категории;
- бюджетные палатки (до 5 000 руб.);
- рыболовные товары низко- и среднеценового сегмента (до 3 000 руб.).
Производство рюкзаков, вентилируемых кепок/шляп, непродуваемых шапок, перчаток, «энцефалиток», термобелья, свитеров — дело выгодное. Можно выбрать совсем узкую нишу и заняться производством мобильных бань или термосумок.
Не обязательно разрабатывать инновационные плащи-лодки или майки-спасательные жилеты. Достаточно делать практичные и функциональные изделия а-ля одежный ассортимент «Экспедиции». Но по разумным ценам.
5 Автомобильное оборудование: Thule из Тулы
Что выгодно производить в России для автомобилей, где свободная ниша? Сравнивать популярные у нас шведские пластиковые автобоксы марки Thule с аналогами — то же, что ставить Rolex против обычных часов. Покупатель Thule в первую голову платит за стильность и бренд. При том багажные боксы с точки зрения производства — простейшие изделия. Стоят же Thule в Европе в диапазоне 400–970 $. Цена, не гуманная при текущем курсе доллара уже в месте производства, в российских розничных магазинах превращается и вовсе в удивительную: премиальные решения стоят 60 000 — 100 000 руб.
Средний ценовой сегмент рынка автобоксов в России (10 000 — 20 000 руб.) сегодня под прицелом польских, чешских, итальянских и китайских производителей. Особого внимания заслуживают изделия из Поднебесной: представлены широко, но качество объективно невысокое. Время делать автобагажники в России. Отечественные производители боксов для автомобилей существуют как класс, но пересчитываются по пальцам (марки ATLANT, VetlaN, LUX). При том у одних — мизерный ассортимент, другие специализируются на «багажных системах из еврокомплектующих» (читай: зависят от колебаний курсов), у третьих хромает качество.
В кризис выгодно мини-производство универсальных багажных боксов (для всех марок авто) из высококачественного пластика с надежной системой открывания/запирания в низкой и средней ценовых категориях.
Для этого потребуется:
- вакуум-формовочное оборудование (российское — от 350 тыс. руб.);
- пресс-формы;
- сырье — пластик ABS.
Дешевле в производстве мягкие автобоксы из полиэстера, ПВХ и других пластичных полимеров. Но это уже швейное производство и совсем другая история.