Бизнес и предпринимательство кратко
«Бизнес и предпринимательство». Урок по обществознанию в старших классах
- Фомина Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания
Разделы: История и обществознание
1. Введение в тему (работа с понятийным аппаратом).
Первым появилось слово «Бизнес». Это слово английское и это не случайно т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.
А здесь перед нами формула из слов (рисунок 1). Как вы думаете каков её смысл?
Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.
2. Актуализация темы (разработка плана урока).
Учитель: Бизнес и предпринимательство — это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 6,7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.
Учащиеся: Предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на доске. Из наиболее значимых формируется план урока.
1. Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным).
2. Правовая база предпринимательства.
3. Виды предприятий.
4. Регистрация предприятий.
3. Знакомство с предпринимателями Владимирского края (выступления учащихся).
Учитель: Первый вопрос, каким должен быть предприниматель, т.е. какие черты характера, личности должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным предпринимателем. Для решения этой задачи мы обратимся к опыту тех людей, которые были успешны в данной сфере. Их огромное количество, но мы с вами поговорим о деятельности Муравкиных и успехах Владимира Семёновича Храповицкого. Примечательно, что добились они успеха на нашей земле на территории Владимирского края.
Сообщение первое: «Деятельность Муравкиных» (Приложение № 1)
Сообщение второе: «Деятельность Храповицкого В.С.» (Приложение № 2)
4. Создание морально нравственного кодекса предпринимателя.
Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью предпринимателей разных сословий. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?
- Стремление к успеху, упорство.
- Инициативность.
- Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
- Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.
- Самостоятельность.
- Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
- Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
- Быть упорным в труде.
- Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
- Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.
- Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.
Учитель: А что значат эти слова (меценат, спонсор, благотворительность), какой смысл заложен в каждом из них?
Учащиеся: Работают со словарем, постигают сущность слов, определяют сходство и отличия.
Благотворительность — бескорыстная помощь нуждающемуся.
Вывод: И в том и в другом случае выделяются средства, но в первом случае средства идут на науку, искусство… во втором случае помощь бескорыстная, а в третьем — обмен финансовых средств на рекламу, известность…
Учитель: Какой вариант помощи сейчас наиболее распространен? Почему?
Учитель: Вопросы, которые мы с вами затронули, в какой-то степени риторические. Каждый вправе сам решать, каким ему быть, к чему стремиться. Мы с вами возвращаемся к вопросам и проблемам связанных с бизнесом. Нам необходимо познакомиться с правовой базой предпринимательства. Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов (рисунок 2).
Предположим, что у вас возникла идея открыть собственное дело, и вы уже решили, чем будете заниматься. Теперь необходимо подумать, возьмётесь вы за дело в одиночку или вам необходимы единомышленники, с применением наемного труда или без, т.е. вам нужно выбрать форму осуществления предпринимательской деятельности.
Формы предпринимательской деятельности:
1. Индивидуальная трудовая деятельность (предприниматель без образования юридического лица).
2. Предприятие (юридическое лицо).
Главное отличие этих двух форм в ответственности. Если вы решили стать предпринимателем без образования юридического лица, то имущество вашего бизнеса и семейное имущество — неразрывное целое, и если не дай Бог, вы стали банкротом, то с молотка для уплаты долгов пойдёт то и другое.
Если вы создали предприятие, то ваше личное имущество и семейный бюджет это одно, а имущество вашего бизнеса это другое. При неудачном исходе дела вы расплачиваетесь по долгам только имуществом предприятия, а семейные деньги остаются в целости и сохранности.
Предприятие может находиться в частной, муниципальной и федеральной собственности и иметь разную организационно-правовую форму:
Учащиеся: Работа в группах с нормативно-правовыми документами (Приложение № 3). Заполнение таблицы «Организационно-правовые формы предприятий».
Организационно-правовые формы предприятий
Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно-правовых форм предприятий, мы видим отличия. В-первых двух случаях идёт объединение капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие капиталовложения, то лучше создать АО. У нас в области такими считаются ГТК в Суздале, Электроприбор, Точмаш, Полимер Синтез. Если же нет необходимости в больших капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства.
Учитель: Мы с вами приступаем к рассмотрению последнего вопроса, регистрация предприятия. Чтобы предприятие имело право на хозяйственную деятельность, оно должно быть правильно зарегистрировано, строго в соответствии с законом. Процесс этот многоступенчатый и мы его сейчас рассмотрим.
1 этап: Подготовка документов для государственной регистрации
- Данные учредительного договора;
- Основные виды деятельности предприятия;
- Взаимоотношения учредителей и органов управления предприятия.
б) Учредительный договор, в котором указываются).
в) Нотариально заверенное заявление, в котором указываются основные положения устава (рисунок 4).
2 этап: Подача документов в налоговую инспекцию
В течение пяти дней происходит регистрация документов, по истечении которых выдаются зарегистрированные документы, плюс дополнительно налоговая инспекция выдает
1. Свидетельство о присвоении единого государственного номера в реестре юридических лиц (это основной документ юридического лица, подтверждающий его государственную регистрацию и внесение в единый реестр юридических лиц в Российской Федерации) (рисунок 5).
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию (рисунок 6).
3. Выписка из налоговой инспекции об основных положениях юридического лица.
3 этап: Подача документов в государственный комитет статистики
Подаются следующие документы:
а) копия устава
в) копия выписки из налоговой инспекции
Комитет государственной статистики выдаёт информационное письмо о постановке на учёт в Единый государственный регистр предприятий и организаций, в котором прописываются виды разрешённой деятельности предприятия, место образования предприятия и его организационно-правовая форма. Кодируется информация о предприятии в соответствии с общими унифицированными формами статистики в Российской Федерации (рисунок 7).
4 этап: Изготовление печати
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия необходима печать, которую можно изготовить на частных предприятиях, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
5 этап: Уведомление внебюджетных фондов о создании предприятия
6 этап: открытие расчётного счёта в банке
После этого государственная регистрация юридического лица закончена и предприятие может осуществлять хозяйственную деятельность.
В процессе объяснения учитель использует презентацию «Бизнес и предпринимательство».
Учащиеся:
В ходе объяснения учителя учащиеся заполняют схему «Алгоритм регистрации юридического лица».
7. Практическая работа по созданию предприятия.
Учащиеся:
Класс делится на группы, каждая из которых создаёт проект предприятия по алгоритму, предоставленному учителем (приложение 4). По окончанию работы группа презентует своё предприятие.