Бизнес идет в минус | Журнал о розничной торговле

Бизнес идет в минус

Как закрыть бизнес и какие нужны документы для этого — узнать в наше время не проблема. С законами, которые регламентируют такие вещи, ознакомиться нетрудно. Легко найти юристов и бухгалтеров, которые за умеренную плату подготовят необходимые бумаги в наилучшем виде.

Мы сегодня о другом. О том, как вовремя понять — компанию пора закрывать, чтобы не мучиться дальше самому и не мучить сотрудников и партнеров. О том, как сделать это без потерь. А заодно и об ошибках, которые рискует допустить при этом предприниматель, даже обратившийся за помощью к опытным специалистам.

Содержание

  • 1 Бизнес по уму
  • 2 …и бизнес по сердцу
  • 3 На свой страх и риск

Бизнес по уму

Эксперты «Жажды» уверены: зачастую скорое закрытие предприятия можно предсказать еще в самом начале, фактически до того, как компания вообще начала работать.

Евгений Жигалов

генеральный директор консалтингового центра «ЕЖ»

Как замечает Евгений Жигалов, многие российские предприниматели забывают, что их бизнес должен быть не просто по душе владельцу — необходим высокий спрос на товары или услуги, которые предлагает компания. Причем спрос должен быть именно «здесь и сейчас», а то часто бывает, что бизнесмен в свое время удачно «запустился», на том и успокоился. Рынок меняется, но он не хочет этого замечать. Отсюда и до закрытия недалеко. Особенно, отмечает эксперт, этим страдает малый бизнес.

Сергей Житинский

генеральный директор компании Git in Sky

С Жигаловым согласен и Сергей Житинский. Он тоже считает, что «подловить» тот момент, когда бизнес пора сворачивать, нелегко. Особенно если предприниматель нарисовал для себя некую идеальную картину того, «как все должно быть», и не обращает внимания, что в реальности что-то идет не так.

Чтобы до такого не дошло, эксперты советуют постоянно мониторить конкурентов, тенденции рынка, динамику спроса и предложения. Евгений Жигалов в качестве простых и эффективных инструментов для этого упоминает интернет-сервисы wordstat.yandex.ru и trends.google.com/trends/explore: они позволят оценить рост или спад в той или иной сфере.

«А если рынок идет на спад, нужно срочно менять концепцию, бизнес-модель или предложение по продукту, причем не ждать, а действовать, — уверен Евгений Жигалов. — Если же рынок растет, а продажи у компании падают, необходимо смотреть уже „внутреннюю кухню“ и искать причины, почему у конкурента все идет в гору, а у нас близится день закрытия».

В наше время, уверен эксперт, «спасение» бизнеса может принести сегментирование целевой аудитории, сужение деятельности (парикмахерские только для мужчин, салоны красоты только для женщин, ВИП-салоны, спортивное питание и т.д.).

«Многие боятся сузить аудиторию, думая, что потеряют прибыль, но это глубочайшая ошибка, так как охватить свою целевую аудиторию проще, когда прописан подробный аватар клиента. Дешевле и эффективнее реклама продукта, адресованная потенциальному потребителю, а не всему миру», — говорит Жигалов.

Но, как правило, замечает наш эксперт, самостоятельно человеку увидеть проблемы бизнеса очень трудно, тем более признать свои ошибки. Легче во всем обвинить государство, партнеров и весь белый свет. К консультанту тоже не все готовы обратиться: ну как же, это ведь затраты.

«На самом деле это инвестиции, которые оправдывают и окупают вложения в бизнес и позволяют поднять его на другой уровень. Но нет, многие предприниматели предпочитают закрыться с огромным минусом», — замечает Евгений Жигалов.

Однако бывает и так, что ситуация требует самых решительных шагов. Просто потому, что дальше тянуть уже некуда.

Бизнес идет в минус

…и бизнес по сердцу

Оба эксперта отмечают и такой момент: насколько бы «продуманным» ни был бизнес, но если интерес к нему ушел, сменившись эмоциональным выгоранием, — значит, дело идет к концу. Равнодушие к своему делу вряд ли заставит предпринимателя его развивать, искать новые подходы, расширять возможности предприятия и т.д. В подобных ситуациях бизнес хорошо бы продать, но, опять же, надо «поймать» те обстоятельства, когда это будет выгодно и продавцу, и покупателю.

Что скрывать, очень многих предпринимателей, которым, в общем-то, явно пора закрываться, волнует (а потому и останавливает от решительного шага) и такая мысль: а что скажут люди? Вроде как человек «прокололся», не потянул, хотя вложил в дело кучу денег и сил. Это и заставляет их «бороться до последнего» — по сути, вопреки здравому смыслу.

Наши эксперты абсолютно единодушны в том, что в подобных случаях все эмоции стоит задвинуть подальше, включить голову и вспомнить о том, что окружающим, по большому счету, безразлично, что там у вас открылось или закрылось. А самые близкие люди вас в любом случае поддержат.

Да и в конце концов, не последний день живем — возможно, вскоре после закрытия одного бизнеса получится открыть другой и действовать с учетом прежних ошибок. А может быть, человек после неудачного опыта поймет, что предпринимательство — вообще не для него. Что в определенном смысле тоже неплохо.

Бизнес идет в минус

На свой страх и риск

Но, допустим, все внутренние сомнения преодолены, реанимационные мероприятия не сработали, и решение принято. В принципе, как уже было сказано, услуги по ликвидации бизнеса сейчас берутся оказывать многие юридические компании. Но все же некоторые вещи должен предусмотреть сам предприниматель, и никто этого не сделает за него.

Артем Карданец

адвокат, кандидат юридических наук

Артем перечисляет непростые ситуации, которые могут закончиться для «закрывшихся» предпринимателей серьезными последствиями. Не редкость, например, проблемы с банковскими кредитами. Вроде бы оформлены они на компанию, а не на бизнесмена лично. А компания закрылась именно потому, что не смогла рассчитываться по займам. Просто так «забыть» об этом долге банк не даст… А для бывшего владельца это может обернуться уголовной статьей о преднамеренном банкротстве или мошенничестве.

В махинациях могут обвинить и предпринимателя, не доведшего до логического финала отношения с контрагентами. Например, компания получила товар на реализацию, а через какое-то время закрылась.

«Вроде бы как нет тела — нет дела, многие так считают, — замечает Карданец. — На самом деле и в этой ситуации бизнесмену можно вменить в вину мошенничество. Как и в случаях, если компания была переписана на другое лицо. Как бы ни банально это звучало, но в самой трудной ситуации надо оставаться порядочным человеком и следовать закону — тогда проблемы постепенно отступят».

Что касается прав экс-владельцев предприятий, то, как рассказывает эксперт, часто они не учитывают, что ликвидация бизнеса не ставит крест на взыскании долгов с контрагентов.

«Бывает, что человек закрыл компанию, а потом вспомнил, что поставил партнерам товар, а те не рассчитались. Не надо забывать, что срок исковой давности в подобных случаях — три года. И, например, такая практика, как переуступка права требования долга другой компании, будет полезной в данной ситуации», — замечает Карданец.