Бизнес план производства и реализации продукции | Журнал о розничной торговле

Бизнес план производства и реализации продукции

Существует множество версий бизнес-планов по форме, содер­жанию, структуре и т. д. Наибольшие различия планов наблюда­ются в зависимости от назначения бизнеса (продукция, работы, услуги, технические решения); состояния предприятия (новое или действующее).

В практике хозяйственной деятельности не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. На основе изучения и обобщения опыта можно предложить следующую структуру бизнес-плана предприятия.

Бизнес план производства и реализации продукции

При подготовке бизнес-плана необходимо учитывать ряд обуславливающих требований:

43.44. Формирование заказа на производство и реализацию продукции

Для этого используют плановые данные по издержкам, прибыли и рентабельности, материально-техническому обеспечению, персо­налу и оплате труда и др.

водимого государственным плановым органом анализа сбалансиро­ванности всей номенклатуры продукции с учетом спроса и предло­жения. В этом случае «маркетинговые исследования» для предпри­ятия фактически выполняли центральные плановые органы — Гос­план, Госснаб и др., а также их территориальные подразделения. Права предприятий в области формирования портфеля заказов сво­дились в основном к составлению предложений по развитию производства на планируемый период, которые в последующем подвергались различным корректировкам в отраслевых мини­стерствах и центральных плановых органах. На базе государ­ственного портфеля заказов разрабатывались планы производ­ственно-финансовой деятельности предприятий. Эта форма пла­нирования была в свое время важным рычагом государственного управления народным хозяйством страны.

Доводимые из центра задания связывали хозяйственную ини­циативу предприятий, приводили к разработке малоэффективных, нередко формальных планов, предусматривающих главным обра­зом количественный рост производства. Экономические реформы того времени не меняли существа сложившихся методов планово­го управления. В результате в экономике стали проявляться за­стойные явления: снижение темпов экономического роста, замед­ление роста эффективности производства, структурные и матери­ально-финансовые диспропорции.

В конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукци­ей без заранее продуманного плана невозможно. Рыночные меха­низмы действуют более жестко, чем централизованное государ­ственное планирование. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы придать системе внутрипроизводственного планирования предпринимательский характер, восприимчивость к новым идеям, развивать сопричастность всех членов трудового коллектива к де­лам предприятия.

Государство заинтересовано оставаться прямым заказчиком большинства видов продукции АПК. Это обусловлено следующи­ми причинами: • государство должно обеспечивать продовольствием организа­ции и учреждения, находящиеся на гособеспечении (больницы, школы, армию и др.); • оно гарантирует сельскохозяйственным товаропроизводите­лям сбыт продукции и определенный уровень цен; • сосредоточивая «в своих руках» определенную долю продо­вольствия, государство может регулировать межрегиональные по­ставки, обеспечивая доступ к продуктам питания, восстанавливать равновесие между спросом и предложением; • необходимы резервные фонды, экспортные ресурсы. Государство-заказчик может стать наиболее выгодным партнером

Руководство страны постепенно начало возвращаться к плани­рованию развития народного хозяйства и его структурных звеньев. Вначале было предложено всем товаропроизводителям разрабаты­вать систему бизнес-планов. В 1997 г. Правительство РФ прини­мает концепцию по реформированию предприятий, в которой одно из требований — наличие у них планов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также ежегодная разработка планов производственно-финансовой деятельности.

Итак, в условиях рынка государственное регулирование аг­ропромышленного комплекса и его структурных подразделений (предприятий) должно осуществляться не командно-админи­стративными методами, а посредством экономических рычагов и заключения договоров сельскохозяйственных предприятий с государственными организациями. Такой подход позволяет, с одной стороны, направить предприятия АПК на производство нужной стране сельскохозяйственной продукции с учетом тре­бований рынка, с другой — обеспечивает им гарантированный сбыт договорной продукции и устойчивый уровень дохода. Ис­пользуя эти и другие ориентиры, сельскохозяйственные товаро­производители имеют возможность самостоятельно планировать маркетинговую и организационно-производственную дея­тельность.

1. Первоочередная задача при разработке плана на предприя­тии — изучение и поиск наиболее важных и стабильных каналов сбыта продукции. Прежде чем организовать производство, пред­приятие должно получить надежные гарантии того, что продукция будет реализована на условиях, выгодных как для продавца, так и для покупателя.

3. При внутрипроизводственном планировании необходимо учитывать конкурентоспособность продукции, новый подход к формированию материально-технического снабжения и, наконец, требования к организации и эффективности предприниматель­ской деятельности на предприятии.