Бизнес план производства и реализации продукции
Существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия планов наблюдаются в зависимости от назначения бизнеса (продукция, работы, услуги, технические решения); состояния предприятия (новое или действующее).
В практике хозяйственной деятельности не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. На основе изучения и обобщения опыта можно предложить следующую структуру бизнес-плана предприятия.
При подготовке бизнес-плана необходимо учитывать ряд обуславливающих требований:
43.44. Формирование заказа на производство и реализацию продукции
Для этого используют плановые данные по издержкам, прибыли и рентабельности, материально-техническому обеспечению, персоналу и оплате труда и др.
водимого государственным плановым органом анализа сбалансированности всей номенклатуры продукции с учетом спроса и предложения. В этом случае «маркетинговые исследования» для предприятия фактически выполняли центральные плановые органы — Госплан, Госснаб и др., а также их территориальные подразделения. Права предприятий в области формирования портфеля заказов сводились в основном к составлению предложений по развитию производства на планируемый период, которые в последующем подвергались различным корректировкам в отраслевых министерствах и центральных плановых органах. На базе государственного портфеля заказов разрабатывались планы производственно-финансовой деятельности предприятий. Эта форма планирования была в свое время важным рычагом государственного управления народным хозяйством страны.
Доводимые из центра задания связывали хозяйственную инициативу предприятий, приводили к разработке малоэффективных, нередко формальных планов, предусматривающих главным образом количественный рост производства. Экономические реформы того времени не меняли существа сложившихся методов планового управления. В результате в экономике стали проявляться застойные явления: снижение темпов экономического роста, замедление роста эффективности производства, структурные и материально-финансовые диспропорции.
В конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно. Рыночные механизмы действуют более жестко, чем централизованное государственное планирование. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы придать системе внутрипроизводственного планирования предпринимательский характер, восприимчивость к новым идеям, развивать сопричастность всех членов трудового коллектива к делам предприятия.
Государство заинтересовано оставаться прямым заказчиком большинства видов продукции АПК. Это обусловлено следующими причинами: • государство должно обеспечивать продовольствием организации и учреждения, находящиеся на гособеспечении (больницы, школы, армию и др.); • оно гарантирует сельскохозяйственным товаропроизводителям сбыт продукции и определенный уровень цен; • сосредоточивая «в своих руках» определенную долю продовольствия, государство может регулировать межрегиональные поставки, обеспечивая доступ к продуктам питания, восстанавливать равновесие между спросом и предложением; • необходимы резервные фонды, экспортные ресурсы. Государство-заказчик может стать наиболее выгодным партнером
Руководство страны постепенно начало возвращаться к планированию развития народного хозяйства и его структурных звеньев. Вначале было предложено всем товаропроизводителям разрабатывать систему бизнес-планов. В 1997 г. Правительство РФ принимает концепцию по реформированию предприятий, в которой одно из требований — наличие у них планов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также ежегодная разработка планов производственно-финансовой деятельности.
Итак, в условиях рынка государственное регулирование агропромышленного комплекса и его структурных подразделений (предприятий) должно осуществляться не командно-административными методами, а посредством экономических рычагов и заключения договоров сельскохозяйственных предприятий с государственными организациями. Такой подход позволяет, с одной стороны, направить предприятия АПК на производство нужной стране сельскохозяйственной продукции с учетом требований рынка, с другой — обеспечивает им гарантированный сбыт договорной продукции и устойчивый уровень дохода. Используя эти и другие ориентиры, сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность самостоятельно планировать маркетинговую и организационно-производственную деятельность.
1. Первоочередная задача при разработке плана на предприятии — изучение и поиск наиболее важных и стабильных каналов сбыта продукции. Прежде чем организовать производство, предприятие должно получить надежные гарантии того, что продукция будет реализована на условиях, выгодных как для продавца, так и для покупателя.
3. При внутрипроизводственном планировании необходимо учитывать конкурентоспособность продукции, новый подход к формированию материально-технического снабжения и, наконец, требования к организации и эффективности предпринимательской деятельности на предприятии.