Бизнес процессы в розничном магазине
Что такое бизнес-процессы мы выяснили здесь и про самую известную производственную систему, насквозь пронизанную бизнес-процессами, поговорили здесь.
В этой статье все внимание бизнес-процессам в розничной торговле. Это лично мое представление о бизнес-процессах в розничной торговле, которое основана на опыте ведения розничных магазинов.
Итак, об основных бизнес-процессах в торговле:
1. Прием товара.
— Организовываем свободный въезд автомобильного транспорта на территорию торгового центра к погрузочному лифту.
— Знакомимся с товарными накладными, пересчитываем количество мест, подписываем транспортные и товарные документы.
— Принимаем товар, распаковываем коробки, устанавливаем соответствие количества и качества того,что заявлено в товарных документов с реальным наличием товара.
— В случае обнаружения расхождения количества или качества товара необходимо заполнить бланки и передать непосредственному руководителю.
— После приемки товара расставляем товар в соответствии с имеющейся схемой расстановки товара.
2. Продажа товара.
— Приветствие в соответствии со скриптом продаж.
— Презентация по потребностям.
— Предложение товаров, представленных в торговом зале, а также не представленных (по каталогам).
— Презентация по акциям, подаркам, дисконтным картам.
— Предложение дополнительного ассортимента товара, используем товар магнит и дополнительные товары.
— Закрытие сделки
— Вручить визитку, предложить посетить сайт в интернете, прощание с клиентом (покупателем).
— После совершения продажи (через 1-2 недели), имея телефон покупателя перезваниваем им и спрашиваем впечатления об использовании товара.
3. Общение с проверяющими органами.
— Просим предоставить документы, удостоверяющие личность проверяющего. Фиксируем ФИО, должность, наименование органа.
— Просим предоставить основание для проведения проверки: приказ, распоряжение с четким указание фамилии ИП или наименования юридического лица (вас конкретно).
— Если проверяющие отказывают в предоставлении документов, удостоверяющих личность, а также оснований для проведения проверки, звоним дежурному прокурору. Телефон указан на сайте любой региональной прокуратуры. По телефону объясняем ситуацию:называем ФИО проверяющего и наименование органа, спрашиваем как себя вести. Незаконные проверки на 100 % завершаются в один момент.
— Если проверка законная (есть основания с указанием вашего предприятия), то предоставляем журнал проведения проверок (должен в каждом магазине), который проверяющий должен заполнить.
— Если сам ИП или руководитель не находится по месту размещения розничного магазина, то записываем телефоны, с которым можно связаться с проверяющими и передаем руководителю.
4. Общение с покупателями по рекламациям.
— Выслушиваем претензии покупателя. Если в самостоятельном порядке в течение 10-15 минут решить вопрос не удается, то предлагаем написать письменную претензию. Рассматривается такая претензия в течение 7 дней (ст. 21 Закона «О защите конкуренции»).
— В течение 2 дней передаем заявление руководителю для принятия решения.
В общем, на самом деле все зависит от конкретного направления розничного магазина. К примеру, в мебельном магазине я еще добавляю бизнес-процесс «Отгрузка товара со склада». Во всех магазинах использую также бизнес-процесс «Чрезвычайные обстоятельства — обстоятельства непреодолимо силы». Да, именно так. Пожар, ураган, наводнение т. д. Продавец должен знать что и в какой последовательности делать.
К примеру, в розничных ритейлах по продаже продуктов питания прописывают бизнес-процессы кассира на кассе. Как приветствовать, как класть товар, как брать деньги, что говорить когда их берешь, что говоришь когда отдаешь сдачу, что желаешь в конце общения.
Суммируя все вышесказанное, скажу, что в каждом конкретном бизнесе процессы прописываются разные. Безусловно есть повторяющиеся бизнес