Бизнес с высокими рисками | Журнал о розничной торговле

Бизнес с высокими рисками

Гостиничный бизнес — это сфера предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных услуг, строительству и развитию гостиниц.

В настоящее время гостиничный бизнес является главной составляющей индустрии туризма. Это активно развивающаяся отрасль экономики страны. В структуре валовой добавленной стоимости России гостиничный и ресторанный бизнес в 2014 г составили ~ 1 % доходов государства.

Гостиничный бизнес, так же как и любая иная деятельность коммерческих структур подвержена различного рода рискам. Риски, имеющие место в гостиничном бизнесе разнообразны, так же высока вероятность их проявления. Таким образом, актуальными становятся вопросы их идентификации и минимизации с целью своевременного предотвращения возможных последствий [1].

В процессе исследования нами были изучены возможные риски имеющие место в сфере гостиничного бизнеса. Мы разделили их по следующим направлениям [3]:

  1. По характеру опасности (техногенные, природные и смешанные);
  2. В зависимости от вида деятельности (предпринимательские, инвестиционные, профессиональные, производственные);
  3. В зависимости от объекта подверженного риску (риск связанные с жизнью и здоровьем, риски имуществу).

Рассмотрим их более подробно.

К техногенным рискам относятся возможные негативные последствия вызванные деятельностью людей. В гостиничном бизнесе в эту группу рисков составляют: загрязнение окружающей природной среды, нарушение экосистем и пр. К данной категории рисков нужно подходить с особым вниманием, так как последствия, как для окружающей среды, так и для самого предприятия сферы гостиничных услуг могут быть серьезными. Так, природе может быть нанесен ущерб в виде деградации почвенного покрова, загрязнения водоемов и прилегающих к организации территории. В связи с этим предприятия сферы услуг могут понести серьезные финансовые затраты связанные с восстановлением природной среды, уплачивать штрафные санкции, а так же не исключена уголовная ответственность [2].

К природным рискам можно отнести риски независящие от человеческого фактора. К ним мы относим землетрясение, наводнение, извержение вулканов и прочие природные стихийные бедствия. Вероятность их проявления зависит, прежде всего, от расположения объектов гостиничного бизнеса. Для компаний оказывающих гостиничные услуги в Нижегородской области данный риск невысок в связи с низкой вероятностью возникновения природных катаклизмов.

К смешанному типу рисков следует относить риски вызванные проявлениями событий природного характера, причиной которых послужила хозяйственная деятельность. В гостиничном бизнесе к такому типу рисков можно отнести риски оползневой опасности, связанные строительством на подверженной оползням территории и т.п. В целом по Нижегородской области вероятность проявления данного типа рисков невысокая.

К предпринимательским (коммерческим) рискам мы отнесли риски связанные с убытками, возникшими в результате предпринимательской деятельности. В данную группу также входят риски финансового и производственного характера. Это наиболее распространенный и вероятный вид рисков, в том числе для гостиничного бизнеса Нижегородской области.

Инвестиционный риск представляет собой риск снижения доходности от финансовых вложений в коммерческую деятельность в результате принятия неэффективных управленческих решений, а так же ухудшения экономической обстановки в государстве. В гостиничном бизнесе к ним можно отнести вложение в неликвидные активы, неэффективная дивидендная политика предприятия сферы услуг.

Профессиональные риски представляют собой риски связанные с выполнением должностных обязанностей, сопровождающихся травматизмом. Для гостиничного бизнеса данный вид риска минимален. Достаточно высока степень риска для сотрудников сферы туризма.

Изучив структуру рисков, мы отдельно выделили риски пожарной опасности, риски краж и хищений имущества, риски эпидемиологической опасности и риски отравления продуктами питания. С нашей точки зрения данные виды рисков наиболее актуальны для сферы гостиничного бизнеса, так как затрагивают непосредственно клиентов, а мероприятия по их предупреждению необходимо проводить постоянно в процессе предоставления гостиничных услуг.

К риску пожарной опасности относятся риски возникновения пожаров. В сфере оказания гостиничных услуг данный вид рисков может быть высоким в случае эксплуатации неисправного оборудования, электропроводки, нарушения требований правил пожарной безопасности.

Риск эпидемиологической опасности связан с распространением инфекционных заболеваний. Поток клиентов в сфере оказания гостиничных услуг значительный, в связи с этим риск распространения инфекций может быть высоким. Значение данного показателя велико, прежде всего, в странах Азии, африканского континента, где развита туристическая сфера и высокий уровень распространения инфекционных заболеваний. Для российских предприятий оказывающих гостиничные услуги риск эпидемиологической опасности незначительный и может иметь высокие показатели в осенне-зимний период, когда высок уровень заболеваемости гриппом.

Риски, связанные с кражами и хищениями в гостиничном бизнесе распространены. Их показатели могут быть высокими или низкими в зависимости от качества организации мероприятий по их предупреждению. Эффективная и слаженная работа служб безопасности гостиниц позволит сократить риск краж до минимума.

Риски отравления клиентов гостиниц достаточно высоки. Они связаны с несоблюдением сроков хранения пищевой продукции, с реализацией продукции несоответствующей требованиям качества и безопасности, установленных нормативными документами [5]. Для снижения степени риска необходима организация контроля поставки, приготовления и реализации пищевой продукции в гостинице. Для гостиниц Нижегородской области величина риска в среднем ниже, чем для субъектов гостиничного бизнеса туристических стран. Данный аспект связан с более жесткими требованиями законодательства в части реализации пищевой продукции [4].

Ними были исследованы виды рисков характерные для гостиничного бизнеса Нижегородской области, выявлены способы их минимизации (таблица 1). В качестве методов исследования были выбраны опрос работников сферы гостиничного бизнеса, анализ результатов.