Бизнес стратегии и предпринимательство | Журнал о розничной торговле

Бизнес стратегии и предпринимательство

Бизнес стратегии и предпринимательство

Содержание

  • 1 Глеб Архангельский
    • 1.1 Первая стратегия: бизнес как стиль жизни
    • 1.2 Вторая стратегия: серийное предпринимательство
    • 1.3 Третья стратегия: стратегия выхода

Глеб Архангельский

Генеральный директор компании «ТМ-инвест», член президиума общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»

Мы читаем книги, учимся на тренингах тому, как сделать бизнес более эффективным. Все это помогает нам лучше понимать разные аспекты нашего бизнеса — продажи, финансы, персонал… Но насколько хорошо мы понимаем, ради чего затеяли свой бизнес? Зачем мы им занимаемся?

Многие основатели компаний признаются, что не забивали себе голову подобными философскими вопросами в момент, когда стартовали — им надо было как-то кормиться, выживать. В этот момент редко кто задумывается о бизнесе как о долгосрочной жизненной стратегии. Но рано или поздно изначальная мотивация перестает работать. Вы выжили, встали на ноги, ощутили себя успешным бизнесменом. Значит, пришло время подумать, какова ваша жизненная стратегия. Типичных стратегий всего три.

Первая стратегия: бизнес как стиль жизни

Опознать в себе лайфстайл-бизнесмена просто: если вы хотите заниматься бизнесом всегда, даже если несете убытки или внезапно оказываетесь на падающем рынке. Вы еще могли бы продать свой бизнес, вложить деньги в источники пассивного дохода и получать cтолько же, тратя меньше усилий. Вы могли бы согласиться на работу по найму в крупной корпорации и зарабатывать больше, чем в своем бизнесе. Вы все это отлично понимаете, но все равно выбираете свой бизнес, предположительно — на всю оставшуюся жизнь.

Вторая стратегия: серийное предпринимательство

Ролевая модель в России — Олег Тиньков. Создал пельменный бизнес — продал его. С этими деньгами раскрутил пивной бренд — продал и его. Потом сделал банк — продал и его. Каждый бизнес в цепочке является и финансовой, и эмоциональной ступенькой к следующему предприятию. Знания, капитал и репутация, полученные на каждой ступеньке развития, делают возможными все более и более масштабные проекты.

Третья стратегия: стратегия выхода

Выбрав эту стратегию, вы целенаправленно повышаете стоимость своей компании, чтобы постараться продать ее, когда капитализация будет на пике. Но начинать после этого новый бизнес не планируете, а выбираете что-то другое: отдых, пенсию, общественную деятельность, занятия наукой или политикой, — что угодно, что вас привлекает помимо бизнеса.

Это три совершенно разные жизненные стратегии, которые диктуют разные способы управления бизнесом и его структурирования.

Домашнее задание: подумать и понять, какая стратегия ближе именно вам. Ответ на этот вопрос совершенно не обязательно придет сразу и останется неизменным. Над вашей жизненной стратегией в отношении собственного бизнеса стоит задумываться регулярно.