Бизнес в восточной европе | Журнал о розничной торговле

Бизнес в восточной европе

Хотя бизнес-школы в Центральной и Восточной Европе относительно молоды, они осознают, насколько важно привлекать специалистов в области менеджмента из-за рубежа, чтобы поддерживать в регионе экономический рост.

Пусть их репутация и известность далеки от славы конкурентов в Северной Америке и Западной Европе, они успешно применяют стратегию интернационализации и уже добились определенных результатов.

В Центральной и Восточной Европе насчитывается около 200 бизнес-школ разного уровня. В докладе 2010 года QSGlobal 200 TopBusinessSchoolsдля Европы упоминаются пять бизнес школ региона, две расположены в Греции, это ALBA Graduate Business School и AthensUniversityofEconomicsandBusiness (AUEB), две — в Венгрии, CorvinusSchoolofManagementи CEU Business School , и одна — в Польше, Warsaw University of Technology ( WUT ) Business School . В докладе указана и Московская школа управления «Сколково».

«Десятилетиями школы стран Центральной и Восточной Европы не могли выйти на международные рынки образования в сфере менеджмента, но теперь мы восстанавливаем позиции в глобальной экономике», — отметил профессор Витольд Орловский, директор WUTBusinessSchool.

Растущий интерес иностранных студентов к программам МВА в этой части Европы объясняется, в том числе, более низкой стоимостью обучения — это ключевой фактор для всех учебных заведений региона.

«Сегодня при выходе на глобальную арену эти школы пользуются значительным конкурентным преимуществом. Другими словами, лучшие программы МВА в странах Центральной и Восточной Европы не уступают по качеству известным центрам образования Западной Европы, но значительно дешевле», — заявляет Орловский.

Петер Мориц, управляющий директор CorvinusSchoolofManagement, считает, что тяжелая экономическая ситуация, с которой столкнулись страны Евросоюза в данный момент, делает их программы МВА еще более актуальными: «Как приспособиться к быстрым изменениям или решать вопросы, связанные с культурой и политикой? Теперь с этими аспектами легко соприкоснуться на практике в странах Центральной и Восточной Европы. Едва ли наш регион станет менее привлекательным в ближайшие несколько лет».

«Очевидно, что бизнес-школы Центральной и Восточной Европы не успели приобрести репутацию, которую можно было бы сравнить с брендами школ Западной Европы. Это самый большой недостаток местных программ MBA. К счастью, он постепенно пропадает», — считает Витольд Орловский.

Другая причина, которая объясняет рост популярности бизнес-школ в Центральной и Восточной Европе, состоит в том, что регион предлагает прекрасные возможности трудоустройства выпускников. «Сегодня экономика региона развивается быстрее, чем в большинстве передовых стран, поэтому здесь больше потенциал развить карьеру», — поясняет Мария Финдрик, профессор экономики в CEUBusinessSchool.

Содержание

  • 1 Греция: уроки MBAв эпицентре финансового кризиса
  • 2 Идти в ногу с последними тенденциями в мире бизнеса
  • 3 Партнерские отношения с иностранными компаниями улучшают учебный план

Греция: уроки MBAв эпицентре финансового кризиса

«Этот регион, и в частности Греция, изобилует специалистами мирового уровня в сфере науки и техники. Предпринимательство динамично развивается и намерено выйти на мировую арену, это касается не только добывающей промышленности, но и высоких технологий, например, новых материалов и микроэлектроники, — объясняет Николаос Милонопулос, адъюнкт-профессор информационных систем и помощник декана в ALBAGraduateBusinessSchool. — Внимание, которое Греция привлекает к себе сегодня, негативно и даже угнетающе и совсем не идет нам на пользу. Иностранные кандидаты, которые мало знают о греках и Греции, не думают о нас в первый момент, когда речь заходит о заявке на программу МВА. Но студенты из Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы и Центральной Азии понимают, что нельзя полностью полагаться на образы, преобладающие в глобальных СМИ, и более объективно воспринимают ситуацию».

Школа ALBA, занимающая 31 место в Европе в рейтинге доклада QSGlobal 200 TopBusinessSchool, привлекает иностранных студентов, в том числе, за счет корпоративного партнерства с разными компаниями Греции и других стран региона.

Если вы хотите выйти на глобальную арену, то «интернационализация» исключительно важна. На международную программу MBAв AthensUniversityofEconomicsandBusiness (AUEB) подают заявки кандидаты из более 20 стран. Приблизительно 50% набора на программе full—timeсостоит из иностранных студентов, а многие греческие студенты жили, учились или работали за рубежом. В школе применяется индивидуальный подход, который находит отражение в гибкой системе занятий, развитии личных навыков каждого участника, тренингах службы карьерного развития и мероприятиях, в которых участвуют глобальные корпоративные лидеры.

«Периоды кризиса наступают, если созданы условия и основа для будущих возможностей. Во время обучения (на греческом языке) иностранные студенты получают уникальный шанс изучить экономический кризис, находясь в условиях этого кризиса. Во время постоянных перемен и глобальных проблем обучение на практике становится необходимостью. Кандидатыпонимают, что пора менять мировоззрение, и им интересны программы, которые помогают в этом», — считает профессор Григорий Прастакос, ректор AUEB.

Учитывая, что многие регионы мира, включая Центральную и Восточную Европу, столкнулись с кризисом трудоустройства, ценность диплома МВА возросла, так как компании поняли, насколько важны сотрудники, которые могут сразу же повысить эффективность деятельности организации.

«Работодатели заявляют, что „готовность влиться в работу“ является одной из ключевых характеристик наших студентов. В 2010 году 95% выпускников AUEBнашли работу в течение двух месяцев после выпуска», — добавляет Прастакос. Школа занимает 24 место в Европе в рейтинге QS.

Еще один способ конкурировать за место в высшей лиге международных бизнес-школ — разнообразить программу.

«В этом году мы значительно модернизировали наши курсы MBA, а также ввели новые программы: executiveMBAи две магистерские — магистр международного бизнеса и менеджмента и магистр международного судоходства и финансов, — объясняет Николаос Милонопулос. — Благодаря этому смогли повысить стандарты качества, несмотря на кризис, и предложить программы, которые больше соответствуют опыту и предпочтениям нашей многообразной аудитории».

Идти в ногу с последними тенденциями в мире бизнеса

Еще одна стратегия — небольшой набор. «Мы работаем в относительно маленьких группах. Вместо 40-70 студентов мы решили ограничиться 25 на программе executiveMBAи 30 на full—timeMBA. Каждый год к нам поступает около 50 новых участников, половина из которых — иностранцы… На программе full—timeMBAбольше студентов с Ближнего Востока, из Северной и Южной Америки», — заметил Петер Мориц. Школа CorvinusSchoolofManagement занимает 50 место в Европе в рейтинге QS.

Идти в ногу с последними тенденциями в мире бизнеса исключительно важно, чтобы не отстать от лучших западноевропейских школ. «Мы постоянно дорабатываем наш учебный план, делаем акцент на таких темах, как корпоративная устойчивость, новые подходы к лидерству, информационные технологии, навыки общения и ведения переговоров», — добавляет Мориц.

CEUBusinessSchool, которая была основана в 1988 году в Будапеште, Венгрия, группой инвесторов, в том числе финансистом и бизнесменом венгерского происхождения Джорджем Соросом, считается самой популярной бизнес школой Центральной и Восточной Европы среди иностранных и местных копаний и занимает 22 строчку в рейтинге QS. В этом году учебное заведение поднялось на 17 позиций в европейском рейтинге по сравнению с прошлым.

Мария Финдрик, профессор экономики в CEUBusinessSchool, заявляет, что сильной стороной школы является акцент на глобализации, инновациях, предпринимательстве в поликультурной среде, интеграции глубоких теоретических знаний с лучшими практиками бизнеса, возможности участия в программах по обмену и стажировках в течение или по окончании учебы.

«CEUBusinessSchool— это американская бизнес-школа, зарегистрированная в США с международным профессорско-преподавательском составом, которая вручает американский диплом в Будапеште», — поясняет она.

Партнерские отношения с иностранными компаниями улучшают учебный план

В 2010 году польская бизнес-школа WUTзаняла 23 место рейтинга QS, поднявшись на 12 строк по сравнению с 2009. Профессор Витольд Орловский заявляет, что доля иностранных студентов, которые составляют около половины набора на программе full—timeМВА, выросла благодаря высокому рейтингу школы, а также в связи с тем, что в 2006 году она получила аккредитацию EFMD (EPAS).

WUTBusinessSchoolподдерживает партнерские отношения с тремя зарубежными учебными заведениями: HEC, LondonBusinessSchoolи NHH — NorwegianSchoolofEconomicsandBusinessAdministration. «Без постоянной поддержки зарубежных партнеров мы бы не смогли создать программы МВА, известные на международном уровне. Двадцать лет назад в Польше, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, отсутствовало современное образование в сфере менеджмента. Партнеры помогли нам разработать учебный план, набрать профессорско-преподавательский состав, определиться с форматом занятий и гарантировать высокое качество программы в целом», — подвел он итог.