Цели и планы в бизнесе организации
Стратегическое управление связано с целенаправленной деятельностью для изменения качественных характеристик организации (системы). Современные концепции стратегического менеджмента отличаются от классических долгосрочных планов тем, что планирование осуществляется " из будущего в настоящее", а не наоборот. Необходимо построить образ будущего состояния организации, системы, собственной жизни.
Сценарий — способ достижения целей.
Разрабатывается с учетом диагностики внешней среды организации. При этом необходимо учитывать, что внешняя среда организации не подлежит контролю, поэтому нужно всегда осуществлять обратную связь с внешней средой, получать сигналы и их оценивать с тем, чтобы корректировать сценарии стратегических планов. В этих вопросах поможет бизнес коуч, который даст необходимые рекомендации.
Стратегическое планирование предусматривает обеспечение соответствия внутренней среды организации изменению внешней среды.
Качественные изменения системы могут происходить постепенно (эволюция) и скачкообразно (в условиях кризиса).
Сущность процесса планирования в организации — построение будущего для достижения организационных целей и задач.
Результатом является стратегический план, то есть определенным образом оформленный документ, который представляет собой программу развития организации и её подразделений.
Принципы планирования:
- принцип необходимости — обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности (ресурсы — ГП);
- принцип единства — предусматривает разработку сводного/единого плана развития с определением общих экономических и социальных целей, на основе которого определяются задачи для подразделений и задания для отдельных работников;
- принцип непрерывности — процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой);
- принцип гибкости — мониторинг и корректировка по результатам установленных плановых показателей (целей) и постоянное координирование деятельности подразделений. Гибкость планов обеспечивается планированием резервов на случай неблагоприятных изменений внешней среды.
- принцип точности — план составляется с определенной степенью точности (детализирование целей и задач), достигается путем распределения качественных показателей на количественные составляющие. Стратегические планы определяют направление движения и выстраивают приоритеты.
Приоритетные цели — смысл/миссия организации, под которую выстраивается стратегические и тактические цели и задачи.
- принцип участия — планирование эффективно и полезно только тогда, когда оно учитывает интересы членов организации. Заключается в возможности удовлетворять как собственные потребности/интересы членов организации, так и интересы организации в целом, что приводит к мотивированию деятельности персонала и эффективной деятельности организации в целом.
- принцип холизма — сочетание координации и интеграции разных уровней управления и процессов планирования. Подразделения одного уровня разрабатывают планы одновременно с координацией планов своего уровня.
- принцип интеграции предполагает, что независимые планы каждого уровня взаимоувязываются на высших уровнях управления, корректируются и поступают на нижние уровни управления, как плановые задания и программы.
- Стратегическое — совокупность программ (стратегий), принятых руководством организации для достижения долгосрочных целей (5 лет). Его задача — достижение баланса реальных возможностей и ресурсов организации и желаемых результатов, а также оценка последствий достижения этих результатов. Стратегические планы обосновываются основными показателями развития организации.
- Тактическое — охватывает краткосрочный и долгосрочный периоды планирования (1,2,3 года), является предметом деятельности среднего звена управления организации. Задача — обосновать способы (технологические) достижения стратегических целей на основе внутренних возможностей организации.
- Оперативное — планирование отдельных операций/технологических процессов в производстве продукции (процессе обслуживания), планирование потоков ресурсов и продукции (материальные, финансовые, трудовые).