Что нужно делать бизнес | Журнал о розничной торговле

Что нужно делать бизнес

Рецепт успеха каждой отдельно взятой компании уникален. Повторяющихся нет. Бизнес, как и наша жизнь — крайне сложная система с десятками, а то и сотнями факторов, одновременно влияющих на результат. Сейчас ни с точки зрения топ-менеджера, ни с точки зрения консультанта невозможно гарантировать эффективность любых рекомендаций и путей развития.

Приходит понимание того, что бизнес-науки — маркетинг, HR, менеджмент и прочие — работают с неопределенностью, которую призваны минимизировать. Не убрать совсем, а именно уменьшить. Становится очевидным, что в бизнесе всё лучше работает механизм: выработка гипотезы — её проверка в реальности малыми усилиями — анализ и выводы — принятие решения о применении позитивного опыта в масштабах компании. Поэтому в наше время любой развивающийся бизнес — это «фабрика» по выработке и проверке гипотез.

Анализируя результаты работы множества компаний и изучая актуальные тренды, я постарался собрать воедино те ключевые элементы стратегии, которые помогут сделать бизнес успешнее в ближайшие 3-5 лет. Чем больше пунктов из списка будет воплощено в жизнь — тем выше ваши шансы на развитие.

Список начинается с нулевого пункта. Это не ошибка. Нулевой этот пункт потому, что именно с него любой собственник бизнеса или топ-менеджер должен начинать свой путь к успеху — иначе все остальные рекомендации будут бесполезны. И об этом я не устаю напоминать своим слушателям проекта инКУБатор.

Итак, для успеха любого бизнеса необходимо:

0. Наличие у главного руководителя ясного видения вектора развития компании. Его проактивная позиция по внедрению всеми этого видения, в том числе ежедневным личным примером. В дополнение — сильная поддержка и «зеленый коридор» для ключевых людей, внедряющих данную стратегию.

1. Понимание скорости и качества развития инноваций и трендов. Мир ускоряется. Часто мы видим изменения там, где их не ждали. И мы только в начале ускорения, дальше будет только «веселее». Линейные прогнозы, которые делаются исходя из прошлых опыта и динамики, работают всё хуже, или уже не работают.

2. Понимание в компании принципа «снежного кома», когда эффект от системно внедряемых изменений приходит не сразу и не быстро, а по нарастающей. От руководства требуется готовность выждать время и быть твердыми в намерении дать динамике развернуться и дать ощутимый результат.

3. Необходимость и возможность ключевым руководителям использовать оба набора инструментов — «кнут и пряник». Нужное поведение поощряется, ненужное — наказывается. Зачастую компании склонны пользоваться только одним видом воздействия — «пряником».

4. Четкое определение границ ответственности и полномочий между направлениями бизнеса, подразделениями и людьми. Один проект — один руководитель.

5. Главенство в компании тех бизнес-функций, которые приносят клиентов и деньги. Все остальные — финансы, HR, юристы, безопасность итд — должны не ограничивать их запретами, а искать решения, как сделать так, чтобы бизнес мог работать в полную силу. Важен компромисс и понимание иерархии функций.

6. Дисциплина, а не хаос (одна крайность) или бюрократия (другая крайность). Разделительная черта — в полезности/вредности процессов для бизнеса и реальных дел. Дисциплина — осознанное выполнение того, что не хочется делать, для того, чтобы получить результат, который хочется получить.

7. Неизбежное изменение концепции взаимодействия с сотрудниками: гибкий график, удаленная работа, новые технологии обмена информацией и контроля ведения проектов, свобода и автономия, образование и развитие (soft/hard skills), проекты по вовлечению (поощрение проактивности, «банки идей» и т.д.). Мы уже имеем в Украине «рынок сотрудника», когда при недостатке квалифицированных кадров на рынке компании должны активно соревноваться за лучших. А лучшим сотрудникам интересно работать в лучших компаниях.

8. Наличие базовых процессов «уровня гигиены» бизнеса: целей бизнеса, стратегии движения, корпоративной культуры, планирования деятельности, отчетности, позиционирования брендов, системы работы с сотрудниками и так далее. Такие процессы не рассматриваются с точки зрения собственника «хочу — не хочу», они просто должны быть по умолчанию как фундамент бизнеса.

9. Глубокое, «интимное» понимание потребностей клиентов, близость к ним, честное желание делать их жизнь лучше. Продукты компании должны иметь в основе именно этот принцип. Успех принесет только мультиканальный — нелинейный — двухсторонний — эмоциональный диалог с клиентами. И высококлассный сервис.

10. Организация потока входящей «свежей» информации, нововведений, трендов в компанию из других отраслей и стран — конференции, семинары, тренд-репорты и другие источники. Возможно, выделенное подразделение/ люди, занимающиеся обработкой этого потока и донесением информации до ключевых людей компании.

11. Реализация культуры дисциплинированного экспериментирования: 70% бюджета инвестируется в проекты с заведомо известной окупаемостью, 20% в проекты с готовностью не получить ее в ожидаемое время, 10% выделяется без ожиданий на совершенно новые эксперименты.

Эти рекомендации с максимальной пользой могут использовать собственники и топ-менеджеры бизнесов в качестве своеобразного чек-листа, чтобы держать руку и понимать, что в компании уже работает, а что еще нет или работает на недостаточном уровне. Всё начинается с каждого из нас — чем активнее будем развиваться мы сами, тем лучше будут наши бизнесы, наше общество и наша страна. Именно этого всем нам и желаю!

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!