Цифровые сервисы для бизнеса | Журнал о розничной торговле

Цифровые сервисы для бизнеса

Содержание

  • 1 Зачем становиться Digital Service Provider
  • 2 Почему нельзя остаться CSP
  • 3 Куда направить усилия уже сейчас
  • 4 Telco CTO Summer Summit 2018 не за горами

Зачем становиться Digital Service

Provider

Операторы, посетившие саммит, едины в одном — без превращения из CSP в DSP в скором времени невозможно будет сохранить свое место на рынке. Это мнение разделяют операторы из Северной Европы, из Турции, из России и стран СНГ, принявшие участие в CTOSS. К слову, в прошлом году необходимость движения в этом направлении не отрицали и гости из Ирана и Афганистана. Не говоря об интересе к цифровой трансформации в Западной Европе, США и других регионах, который, судя по исследованиям и публикациям в профессиональных СМИ, постоянно растет.

Что же предложили участники саммита? Во многом их собственный опыт диктует им различные направления развития. Страновая специфика в процессе перехода на цифровые рельсы играет не менее важную роль, чем раньше, а иногда и оказывает решающее воздействие на то, в каких формах будет проходить долгожданная цифровая трансформация.

Простой пример — Интернет Вещей. Он отлично прижился и активно развивается в богатых скандинавских странах. Уже на него нанизываются другие направления — Big Data, предиктивная аналитика, в будущем — eHealth и многое другое. Если брать другие рынки, то, например, в Турции активно растут мобильные операторские приложения, в основном в сегменте развлечений и общения: музыка, фильмы, мессенджеры, Edutainment. Это тоже хороший задел для выхода в Smart — используя удачный выход на рынок приложений, можно развивать дальше сервисы для Умного Дома и Умного Транспорта. Для России же, например, мобильные финансы — один из самых успешных сегментов цифрового рынка, и общее развитие финансовых digital-услуг в стране однозначно способствует успехам операторов на этот поприще.

В итоге ситуация в каждой стране — особенная, но независимо от исходных позиций, в итоге операторы хотят построить нечто вполне похожее — полную экосистему для абонента, которая охватит максимум его потребностей.

Почему нельзя остаться CSP

А что же с традиционными услугами? Ведь многие технологии, в частности, 5G, не пытаются напрямую перевести оператора в цифровую область, а «прокачивают» его традиционные возможности — скорость, покрытие, отклик. Все это безусловно важно для новых цифровых сервисов, но по сути речь идет о старых добрых инфраструктурных задачах и выполнению простых в глазах абонента функций — большей скорости, лучшего качество сигнала, расширившемуся покрытию.

На данный моменть про какой-либо отказ от традиционных направлений речи не идет. По крайней мере, до тех пор, пока услуги связи составляют львиную долю выручки оператора. Но стоит присмотреться к нескольким графикам:

Цифровые сервисы для бизнеса

Данные, приведенные на саммите компанией Lifecell Ventures, наглядно свидетельствуют: телеком-бизнес снижается в плане получаемой выручки. С одной стороны, и в фиксированном, и в мобильном сегментах идет перераспределение доходов — теперь они поступают в основном не от телефонии, а от предоставления данных. Но это не все — общая сумма доходов после этого все равно уменьшается, т.к. рост выручки от дата-траффика не компенсирует потери от голоса.

Между тем, цифровые сервисы, растущие за счет улучшения услуг связи, растут как грибы после дождя. Мало кто может четко сказать, к чему в итоге приведет эта ситуация. Траффика цифровые сервисы поглощают все больше, абоненты в следствие этого готовы к увеличению платежей по своим тарифам, но операторская конкуренция и другие факторы в целом не дают серьезно нарастить ARPU.

Перехватить дальний конец «трубы» — вот один из ответов, который предлагают операторы. Это не единственное решение, но все остальные (взимание платы с ОТТ-компаний, «резка» скорости, запуск triple-play) либо доказали свою малую эффективность, либо невозможны в реализации. Поэтому цифровая трансформация выглядит не только как выгодный шаг, а чуть ли не как единственное из возможных направлений, которые должно помочь не просто «срезать косты», а дать новые источники выручки.

Куда направить усилия уже сейчас

Тему цифровой трансформации можно считать безграничной. Однако операторы имеют определенные приоритеты, на которые стоит обратить отдельное внимание.

В ходе CTOSS 2017 компания «Петер-Сервис» провела небольшой опрос участников, в котором предложила указать наиболее перспективные направления.

Цифровые сервисы для бизнеса

Как видно, Big Data вышла на первое место. Это неслучайно — операторы отмечают, что в конечном счете все остальные направления можно логично увязать с Большими Данными. Т.е. идея о том, что «данные — новая нефть», не теряет своей актуальности. Более того, операторы, такие как Telia Company, признают, что именно монетизация данных может стать основой их бизнес модели уже через несколько лет.

Здесь, конечно, будет не обойтись без помощи ИТ-компаний, т.к. за сбором данных должна следовать их обработка, хранение и желательно автоматическая генерация выводов (та самая предиктивная аналитика). Причем должно это происходить: а) максимально быстро, в идеале в режиме онлайн, т.к. вчерашние данные могут быть неактуальны уже следующим утром; б) с соблюдением защиты прав пользователей и с максимальной безопасностью в обращении с личными данными. Отсюда, кстати, и интерес к кибер-безопасности, важность которой отметили 40% гостей.

Цифровые сервисы для бизнеса

Интернет Вещей по праву занял второе место, не сильно отстав от Big Data, в него верят 60% участников. К слову, на CTOSS 2016 гостям задавался вопрос «Какие из тем Вы видите наиболее актуальными для вашего бизнеса?», и Интернет Вещей набрал 56% голосов аудитории. Т.е. интерес к направлению не угасает, более того, звучат все более уверенные высказывания о фундаментальной роли IoT для трансформации оператора.

Самый решительный взлет в сравнении с прошлогодним опросом совершили «облака». Актуальным направлением их считало в 2016 13% респондентов, а в качестве приоритетной области цифровой трансформации в этом году выделило уже 35%. Операторам становится очевидно, что без облачных платформ — своих или арендованных — будет сложно собирать и связывать терабайты новых данных и обслуживать десятки миллионов устройств.

В частности, оператор Turkcell, рассказывая о своих цифровых сервисах, упомянул и о Lifebox — созданной им облачной платформе, которая имеет неплохие показатели и входит в четверку самых популярных приложений Turkcell, наравне с мессенджером BiP и музыкальным сервисом Fizy.

Цифровые сервисы для бизнеса

Судя по опросу, мобильная коммерция также остается в числе важнейших направлений для операторов. И она также резко взмыла вверх по сравнению с прошлым годом — с 19% до 50%. Прошлый год был богат на запуск мобильных финансовых сервисов, в том числе операторских — так, например, «МегаФон» запустил с помощью «Петер-Сервис» собственную банковскую карту, привязанную к счету SIM.

Ряд направлений, которые к прошлогоднему опросу еще не вызывали никакого интереса у отрасли и не оформились в отдельные сегменты, в этом году уже продемонстрировали свою важность: виртуальная реальность и чатботы получили по 20%. Кстати, оценить потенциал виртуальной реальности гости могли прямо на саммите — для них работал стенд с VR.

Носимая электроника, которой многие операторы были увлечены несколько лет назад, была отмечена только 5% участников. Но возможно, через год это направление окажется более востребованным — на некоторых участниках CTOSS были замечены фитнесс-браслеты.

В значительной степени пропорция, отмеченная в опросе, наблюдалась и в докладах участников, а теме IoT был посвящен отдельный круглый стол.

Цифровые сервисы для бизнеса

Операторы и вендоры подтвердили свою особую заинтересованность в цифровых изменениях, смогли «сверить часы» и обменяться собственным опытом. Ближайший год операторы видят как год активных изменений, в собственной ИТ-инфраструктуре, бизнес-моделях и стратегиях. И цифровая трансформация является важнейшей частью этих изменений.

Telco CTO Summer Summit 2018 не за горами

Если в 2015 году саммит, проходящий в первый раз, охватывал в основном гостей из России и СНГ, то с 2016 идет неуклонное расширение международного охвата.

География саммита будет расширяться и дальше — многие операторы из Европы, Азии и Северной Африки уже заинтересовались данной площадкой и планируют свое участие в саммите в будущем году.

Telco CTO Summer Summit также продолжает расширять количество участников, представляющих профильные государственные органы. В 2017 на открытие саммита произнес свою речь Дмитрий Алхазов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, отметивший, что мероприятие призвано способствовать экспансии российского ПО за рубеж и должно положительно сказаться на развитии российской ИТ-индустрии и ее экспортного потенциала.

Цифровые сервисы для бизнеса

Темы, которые участники саммита хотели бы обсудить в будущем году, достаточно разнообразны. Операторов волнует все, что связано с развитием 5G; дальнейший рост цифровых сервисов и платформ; обмен опытом и кейсами успешных запусков новых услуг, в частности в сфере IoT; монетизации таких перспективных, но пока мало понятных для оператора направлений как VR, блокчейн, data-refining. И, конечно, взаимодействие оператора и вендора, превращение телеком-компаний в ИТ-компании должны стать, по мнению участников, одними из основных тем следующего саммита.

Организаторы в свою очередь видят задачу в увеличении числа участников и географического охвата, поиску наиболее интересных спикеров и в укреплении бренда мероприятия в среде профессионалов рынка.