Деловое общение в бизнесе
Что такое деловое общение? Этика и особенности Виды и формы Основы делового общения Стили и стратегии Заключение
Деловое общение — одна из основ ведения грамотного бизнеса, взаимодействия не только с сотрудниками внутри компании, но и за ее пределами. Представляет собой форму коммуникации между людьми, решающими общую профессиональную задачу для достижения поставленной цели. Общение деловых людей предполагает соблюдение определенных норм, правил.
Понятие делового общения значительно отличается от понятия бытового. Здесь нет места демонстрации своего «Я», поведения на показ. Следует учиться тому, как общаться в профессиональной сфере. Необходимо понимать, что личностные качества, хотя они тоже учитываются, становятся неважными. На первый план выдвигаются желания, цели, стремления оппонента, которые следует стремиться совмещать со своими собственными, и, в итоге, добиваться, чтобы совместная деятельность имела удовлетворяющий обе стороны результат.
Содержание
- 0.0.1 Функции делового общения
- 1 Деловая коммуникация: этика и особенности делового общения
- 2
Виды и формы делового общения
- 2.0.1 Виды делового общения:
- 2.0.2 Формы делового общения
- 3 Основы делового общения
- 4 Стили делового общения
- 5 Заключение
Функции делового общения
Информационно-коммуникативная
Заключается в обмене информацией, успешность которого зависит от степени концентрации внимания, заинтересованности сторон, проработанности темы, ее ценности для оппонентов.
Интерактивная
Заключается в планировании очередности действий общающихся деловых людей. Помогает оценить действия оппонентов, что позволяет скорректировать, проконтролировать свое собственное поведение.
Перцептивная
Заключается в восприятии одного оппонента другим. Дает возможность анализировать получаемую информацию, сопоставлять ее со своими представлениями, знаниями, а также способствует развитию личности.
Деловая коммуникация: этика и особенности делового общения
Этика делового общения — перечень правил, помогающих человеку показать себя культурным, образованным в бизнес среде. Ее основами являются:
- Психологий общения, управления;
- Организация трудовой деятельности;
- Этика поведения.
Что важно? Культура и национальность оппонента. При учете традиций, нравов, присущих людям определенной национальности, получается проявить должное уважение к собеседнику и расположить его к себе. При этом нужно уметь:
- Слушать собеседника;
- Грамотно вести, направлять беседу;
- Создавать благоприятную для общения атмосферу.
Тому способствуют следующие навыки:
- Умение четко формулировать мысли;
- Правильный анализ слов собеседника;
- Верная аргументация собственного мнения;
- Умение критически оценивать предложения, высказывания.
Какова бы ни была должность, нужно уметь общаться с разными людьми. Это способствует укреплению собственных навыков, умений. Общение деловых людей тогда можно назвать этичным, когда все стороны оказываются в выигрыше. Если одна из сторон проигрывает или ей наносится ущерб, то в этом случае речь идет о неэтичном подходе, который не имеет перспектив организации дальнейшего взаимодействия.
Бизнес общение обладает рядом характеристик, которые принято называть особенностями. К ним относится:
- Значимость репутации;
- Конкретность, четкость;
- Взаимовыгодное сотрудничество.
Значимость репутации — одна из главных характеристик успешного бизнес диалога. Репутация для бизнесмена важна. Ее утрата означает фактическую потерю своей деятельности. Имя, наработанное годами — гарантия, основа успеха. Поэтому репутация является ценностью для любого уважающего себя руководителя, бизнесмена.
Конкретность, четкость — немаловажная составляющая общения между деловыми людьми. Каждый руководитель обязан точно ставить цели, определять их значимость. Тогда возможно движение вперед, профессиональное развитие, которое требуется для успешной деятельности. Четко поставленная конкретная цель способствует:
- Выстраиванию конструктивных позиций;
- Быстрой самоорганизации, формированию чувства ответственности.
Профессиональное деловое общение характеризуется взаимной выгодностью сотрудничества. Это цель, к которой стремится успешный бизнесмен. Если он грамотно строит сотрудничество с оппонентами по бизнесу, то у него всегда получается сделать так, чтобы выиграли все стороны. Мудрый деловой человек не будет довольствоваться удовлетворением только собственных интересов. Для него важно, чтобы и его оппоненты были удовлетворены результатом сотрудничества.
Виды и формы делового общения
Виды делового общения:
- Вербальный — с использованием устных слов;
- Невербальный — с учетом мимики, жестов, позы участника;
- Прямой — непосредственное устное общение оппонентов;
- Непрямой — чаще в письменном виде.
А также общение деловых людей может быть:
- Устным — устный обмен информацией;
- Письменным — путем обмена письмами;
- Телефонным — деловой разговор по телефону.
Формы делового общения
Деловая переписка
Форма непрямого общения. Обмен информацией происходит при помощи писем. Требует знаний, как составлять деловые письма, которые позволяют добиться определенной цели.
Деловая беседа
Используется для решения разных рабочих задач. Проводится между руководителем и подчиненным. Цель — польза для развития компании, предприятия.
Деловое совещание
Является корпоративной формой делового общения. Цель — решить срочные вопросы, которые не терпят отлагательств. Совещание может проводиться среди занимающих руководящие должности, а также начальником по координации работы персонала.
Публичное выступление
Носит ознакомительный, информационный характер. Цель — установить деловую связь между сотрудниками. Выступающий должен обладать навыками ораторского искусства, рядом личностных характеристик, соблюдать определенные требования, позволяющие достигнуть нужного результата от выступления.
Деловые переговоры
Проводятся между руководителями компаний для обозначения целей сотрудничества, определения своих позиций, для принятия единого решения. Позволяют устранять важные проблемы, ставить и решать задачи развития фирм.
Дискуссия
Чаще является следствием столкновения различных точек зрения. Позволяет поспорить в рамках норм культурного общения и обнаружить разные взгляды на одну и ту же проблему, узнать мнение участника разговора и выдвинуть свою противоположную позицию.
Общение по телефону
Устный обмен информацией, который осуществляется с использованием телефонных средств связи. Имеет свои особенности, которые следует изучать для грамотного общения с оппонентом по телефону.
Основы делового общения
Основами делового общения являются:
- Вежливость — выражение уважительного отношения. В деловом мире считается экономической категорией, которая способствует достижению делового успеха;
- Тактичность — соблюдаемое в разговоре чувство меры, умение чувствовать границы, которые нельзя пересекать, с учетом внешних обстоятельств;
- Скромность — сдержанность в самооценке. НЕ связана с робостью, застенчивостью;
- Корректность — нейтральность в суждениях, официальность, сдержанность общения;
- Точность — пунктуальность, выполнение взятых обязательств, соответствие слова делу.
Стили делового общения
Принято выделять не только виды общения, но и его стили:
Авторитарный
Предусматривает абсолютную власть руководителя над подчиненными.
Плюсы — четкое выполнение поставленных задач, соблюдение требований, выдвигаемых руководителем.
Минусы — отсутствие свободных высказываний, креативных мыслей, инициатив.
Демократический
При таком стиле делового общения учитываются все идеи. Руководитель общается с подчиненными более дружелюбно, строит коммуникацию с сотрудниками на справедливости, заботе о компании.
Плюсы — главное достоинство — самый эффективный способ взаимодействия, так как позволяет подчеркнуть значимость личности каждого сотрудника.
Минусы — нет, если общение выстроено без излишней демократичности.
Попустительский
Заключается в явном безразличии к тому, что происходит, к результатам деятельности подчиненных.
Плюсы — нет.
Минусы — отсутствие профессионального роста, развития, халатное отношение к работе.
Кроме того, стиль делового общения может быть официально-деловым или научным. Официально-деловой заключается в выражении компетентности, осведомленности при решении вопросов. Используется в основном на переговорах. Научный предполагает обмен проверенной и четко выстроенной информацией, лаконичность, строгость, выдержанность общения. Чаще используется на семинарах, конференциях.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что такое профессиональное общение деловых людей. Это обширная область знаний, умений, которые следует осваивать при желании конструктивно общаться с партнерами по бизнесу и с подчиненными, добиваться поставленных целей, налаживая взаимовыгодное сотрудничество. Бизнес тренинг, проводимый нашими специалистами, позволит научиться грамотному деловому общению, узнать обо всем, что имеет отношение к этой непростой сфере деятельности современного делового человека, а также на практике отработать все полученные навыки.