Экономика отношений в бизнесе | Журнал о розничной торговле

Экономика отношений в бизнесе

Доход — цель бизнеса. Получение дохода возможно при удовлетворении потребности покупателей, производя товары, услуги. Бизнес — это дело, а также деловые отношения между участниками дела (деловыми людьми, бизнесменами). В экономике «дела» связаны с производством товаров, услуг. Деловые отношения — это производственные отношения, представляющие общественное явление. В процессе деловых отношений совершаются сделки — деловые контакты. Оценку бизнеса в стоимостном выражении выполняют оценочные компании. Понятие бизнеса принято рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле он связан с условиями рыночной экономики. Расширенная трактовка данного понятия предполагает, что это явление, характерное для человеческого общества.

Характерные (родовые) черты бизнеса:

  1. обмен результатами работы между экономическими субъектами;
  2. стремление субъекта при сделках реализовать интересы;
  3. стремление сделать доминирующими свои интересы в процессе сделки;
  4. способность рисковать ради выгодной сделки;
  5. готовность и способность: проводить приемы делового общения для достижения выгоды; предпринимать действия в разных направлениях для обеспечения выгоды; определять приоритетные направления деятельности.

В рыночной экономике бизнес имеет полное развитие, обусловленное товарно-денежными отношениями. В планово — распределительной советского периода он существовал в конкретных явлениях:

  1. бизнес потребителей заключался в поиске дефицитных, дешевых услуг, товаров;
  2. бизнес руководителей хозяйственных заключался в получении выгодных заказов, корректировке планов, даче взяток, уменьшению дефицита. Предприниматели обеспечивали прибыль не в результате контактов, а в результате приоритетного получения планового задания.

«Экономика» и «бизнес» — близкие понятия. Субъекты экономики являются участниками сделок, становясь субъектами деловых отношений.

Экономика — это более емкое понятие, включающее макро- и микросферы деятельности производства, потребления продукта, отражающее закономерности деловых отношений. Бизнес — конкретная форма отношений между определенными участниками на основе законодательства. В обществе под ним понимается деятельность предпринимателей (инициативная) с целью получения доходов. Подход верен частично, поскольку сужает сущность. Это также система производства с целью удовлетворения потребностей общества. Помимо участников сделки, в ее успешном завершении заинтересовано еще государство, выражающее общий интерес экономики.

Субъектами бизнеса выступают:

  1. предприниматели;
  2. потребители;
  3. наемные граждане;
  4. органы государства.

К предпринимателям относятся: лица, выполняющие инициативную деятельность с учетом риска под экономическую ответственность, а также объединения предпринимателей. В основе предпринимательской деятельности находится частная собственность. Формы частной (не государственной) собственности:

  1. групповая;
  2. кооперативная;
  3. коллективная;
  4. паевая;
  5. акционерная.

Три компонента предпринимательского бизнеса:

  1. производство продукции, услуг;
  2. торговля;
  3. коммерческое посредничество.

К особенностям бизнеса потребителей следует отнести: всеобщее участие в деловых отношениях; заинтересованность граждан в итогах производства и стимулирование предпринимательства. Основа бизнеса государства — собственность государства.