Гостиничный бизнес в тюмени | Журнал о розничной торговле

Гостиничный бизнес в тюмени

В Тюмени в 2017 году из заявленных 300 компаний, которые занимаются размещением гостей, реально работали около 170. Это связано с тем, что отели быстро открывались и не менее оперативно закрывались. В первую очередь, такая тенденция касается хостелов и гостиниц среднего класса. Тем не менее, Тюмень является одним из самых обеспеченных отелями городов в УФО: на тысячу жителей приходится пять номеров в гостинице, а в Екатеринбурге этот показатель равен 3,8. Такие данные приводит генеральный директор «Школы гостеприимства и сервиса» Ирина Косогорова.

Содержание

  • 1 Загруженность отелей
  • 2 Чего хотят клиенты
  • 3 Перспективы отельеров
  • 4 Отели со звездами и без

Загруженность отелей

Эксперты рынка отмечают, что за прошедший год загрузка отелей подросла во всех сегментах и составляет около 55%. По мнению руководителя «Школы гостеприимства», это неплохой результат, но половина небольших гостиниц экономкласса не считают свою загруженность. В Тюмени нет культуры профессионального управления гостиницами среди малых отелей. Только большие отели ведут статистику загрузки, следят за бюджетом и другими показателями. А количество хостелов и небольших гостиниц то увеличивается, то уменьшается.

Зачастую такие заведения выходят на рынок, не подготовившись: их открывают либо молодые люди, которые не владеют необходимыми знаниями в этой области, либо те, кто уже имеет бизнес в какой-либо сфере. Для последних отель не основной вид бизнеса.

Гостиничный бизнес в тюмени

«Отельный бизнес характерен тем, что даже в кризис он оставляет всех своих собственников на плаву, потому что генерирует выручку. Однако предпринимателям стоит отдавать себе отчет в том, что для открытия отеля необходимы долгосрочные инвестиции. В среднем этот вид бизнеса не может окупиться за 3–4 года, как правило, требуется от 7 и более лет», — рассказывает Ирина Косогорова и замечает, что при этом речь не идет о бизнес-моделях, когда владелец квартиры превращает свою жилплощадь в хостел.

Кроме того, эксперт отмечает, что растет не средний чек, а количество людей, которые останавливаются в отелях Тюмени. Она напомнила, что в 2014 году очень многие компании сократили корпоративные расходы на проживание, а следовательно, урезали бюджет на одного командировочного, что привело к проседанию гостиничного бизнеса. Теперь этот сегмент выравнивается.

Гостиничный бизнес в тюмени

«В 2017 году главное ощущение — усиливающаяся конкуренция. На рынке появились новые игроки, которые как раз в прошлом году набрали обороты и вели агрессивную политику по демпингу цены на номера для корпоративных клиентов. Бизнес-заказчики теперь понимают, что в Тюмени можно жить в хороших отелях и недорого, — говорит генеральный директор гостиницы „Спасская“ Виталий Самойлик. — Продавать за свою цену услуги стало довольно сложно. Сильно падать по цене мы не готовы, поэтому усиливали свою любовь к гостям, серьезно работали с отделом продаж и всегда оставались на связи с клиентами».

Гостиничный бизнес в тюмени

О работе с командировочными говорят и в бизнес-отеле «Евразия». Соответственно, чем больше деловая активность в регионе, тем выше загрузка.

Генеральный директор бизнес отеля «Евразия» Ирина Биюнова отмечает, что время для сферы гостиничного бизнеса сейчас не из легких. Тем не менее, Тюмень интересна для бизнес-путешественников, поэтому гости продолжают приезжать. При этом все оптимизируют свои затраты на командировку и в части проживания, и в части других услуг.

«Многие стараются решить все вопросы за один день и вернуться обратно вечерним рейсом, не прибегая к услугам гостиницы, кто-то организует скайп-конференции вместо командировки. Таким образом, уменьшение срока проживания гостей связано не только со снижением деловой активности, но и с развитием интернет-технологий, каналов видеосвязи. Многие вопросы можно решать сегодня удаленно», — говорит директор отеля.

Она также отмечает, что компании заинтересованы в сокращении расходов на командировки и выездные мероприятия, в то время как отелям, напротив, необходимо повышать доходы, учитывая то, что расходы на ведение бизнеса постоянно растут.

«У большинства участников гостиничного рынка Тюмени в нашем сегменте динамическое ценообразование, которое зависит от загрузки отеля, сезонности, цен конкурентов. При увеличении спроса повышается и цена. Активные игроки, включая наш отель, подключены к системе STR-отчетов, которые позволяют увидеть и, в случае необходимости, скорректировать свое ценовое позиционирование на рынке. Динамические цены — лучше для рынка. Для гостей возможно выбрать даты, в зависимости от загрузки, и забронировать номер в четырехзвездном отеле по цене трех. Для отелей динамические цены — хороший инструмент для увеличения загрузки, глубины бронирования и средней цены номера», — замечает Ирина Биюнова.

Чего хотят клиенты

Клиенты имеют все больше возможностей жить в отелях и гостиницах в других странах, поэтому для них важными становятся сервис, внимание со стороны персонала, соответствие заявленной на сайте информации реальному качеству услуг, стабильность.

«Если сегодня в отеле все хорошо, а завтра плохо, то появляется ощущение, что тебя обманули и чего-то недодали. Наши гости, когда приезжают в отель, где существуют разные сервисы, предполагают, что так будет всегда и везде. Например, я прихожу в отель, а мне предлагают крючок для сумочки. Это приятно. Или в кафе при гостинице я беру десерт, но забываю прихватить к нему ложечку. Ее принесет официант, и я даже этого не замечу. Именно мелочи создают магию сервиса. При этом, когда официант перебивает твой разговор с собеседником и просит расплатиться, хотя ты еще не собираешься уходить, это разрушает магию», — говорит Ирина.

Гость по-прежнему очень требователен к сервису, неважно, сколько он заплатил за номер в отеле, считает генеральный директор бизнес-отеля «Евразия» Ирина Биюнова.

«От отелей 4 звезды гости ожидают соответствующий уровень обслуживания. Выбор номеров становится все более экономичным, но при этом гость желает, чтобы в стоимость номера было включено как можно больше бонусов, подарков и услуг. По этой причине в стоимость номеров в нашем отеле входит высокоскоростной WI-FI, завтрак, мини-бар, посещение тренажерного зала и при выборе определенных категорий даже спа-услуги».

Перспективы отельеров

Туристов в Тюмень по-прежнему ездит немного. Виталий Самойлик отмечает, что в его отеле это число не превышает 5% от общего количества постояльцев.

«95% постояльцев — командировочные. Туристов в городе практически нет. Все люди так или иначе приезжают по делу. Отличаются способы бронирования: кто-то имеет корпоративный контракт (таких приезжающих порядка 25% от общего количества) с гостиницей, кто-то самостоятельно оформляет места для проживания через сервисы бронирования (около 40% гостей). Гораздо меньше количество клиентов, приходящих в отель напрямую или через агенства-оффлайн», — говорит Виталий Самойлик.

Туристы в большинстве не готовы ехать в областную столицу на несколько дней, чтобы посмотреть достопримечательности. Между тем, привлечь гостей в область есть чем: здесь родились и Распутин, и Ершов, и Менделеев. Отдельного упоминания заслуживает и Тобольск, а отдохнуть гости могут на горячих источниках. По словам экспертов, возможен также рост доли туристов, которые приезжают в Тюмень получать медицинские услуги.

В будущие годы отельеры, в том числе и Виталий Самойлик, ждут повышения загруженности отелей как за счет роста деловой активности, так и за счет открытие аквапарка в заречной части города.

Напомним, председатель совета директоров компании «Сибинтел-холдинг» Владимир Шевчик сообщил, что к лету заработают четырехзвездочный отель на 190 номеров с конференц-залом, баром, спа и рестораном, а также первая очередь аквапарка.

Кроме того, уже несколько лет подряд намерения строить в Тюмени гостиницы высказывают две компании. Так, в областной столице могут появиться Hilton-2 и отель под руководством международного гостиничного оператора Domina.

Гостиничный бизнес в тюмени

Тем временем, на ул. Мельникайте продолжается строительство многофункционального комплекса «Arsib Tower» ООО «УК «ARSIB holding group». В гостинице международной сети Accor должно быть 140 номеров общей площадью 9,5 тыс. кв. метров. Однако сдача здания в эксплуатацию постоянно переносится.

Отели со звездами и без

Государственная дума накануне во втором чтении приняла законопроект, предусматривающий классификацию гостиниц, горных трасс и пляжей. До этого присвоение звезд гостиницам и отелям проходило в обязательном порядке только в городах, где организовывались крупные мировые спортивные соревнования. Отели Краснодарского края были классифицированы к Олимпиаде, а гостиницы в нескольких российских городах — к чемпионату мира по футболу.

Гостиничный бизнес в тюмени

Сегодня в Тюмени сертифицировано порядка 7% гостиниц. По словам Ирины Косогоровой, пока в городе нет пятизвездочного отеля, им готовится стать Hilton. Процедуру классификации прошли 4-звездочные отели, среди которых Mercure, «Евразия», «Ремезов». Три звезды имеет ряд гостиниц, в том числе «Восток». А вот две звезды есть у аппарт-отеля «Симпатико». В будущем году должен открыться на ул. 25 лет Октября отель «Знать», предположительно, он может попасть в категорию с тремя звездами.

«По данным на второй квартал года, в Тюмени насчитывается 3600 гостиничных номеров и 7000 спальных мест. Шесть процентов гостиниц имеют четыре звезды. При этом номеров в этом сегменте порядка 20%, — отмечает Ирина Косогорова. — В принципе, отелей с хорошими троечками можно было добавить, но так как классификация была добровольным делом, то отельеры не торопились тратить деньги на нее. Хотя и напрасно — зная систему классификации, можно попадать в ожидания своих гостей и грамотно избегать многих огрехов».

Теперь классификация будет для всех отельеров обязательной. Так, с 1 июля 2019 года нововведение коснется гостиниц с номерным фондом более 50, с 1 января 2020 года — с номерным фондом более 15, с 1 января 2021 года — всех гостиниц. Свидетельство о присвоении категории будет действовать три года. В случае отсутствия документа отель (горнолыжная трасса/пляж/горячий источник) не сможет предоставлять соответствующие услуги клиентам.