Гостиничный и туристский бизнес | Журнал о розничной торговле

Гостиничный и туристский бизнес

Туризм, в современном понимании этого слова, уже давно перестал быть просто путешествием в разные места с целью отдых. Туризм в настоящее время играет важную роль в жизни общества и способствует увеличению продолжительности и улучучшению качества жизни. Ежегодно увеличвается туристский поток, разрабатываеются новые туристские продукты, строятся и реставрируются объекты туристской инфраструктуры, а еще вчера непривликательные регионы и местности, становятся популярными туристскими дестинациями, благодаря грамотному использованию туристского потенциала. Туристская сфера услуг постоянно развивается, развиваются традиционные виды туризма, появляются и набирают популярность новые виды туризма, такие как сельский,экологческий, событийный и другие, вовлекая в туризм все большее количество людей иделая этот вид деятельности более востребованным.

Выдяляют множество функций туризма, таких как: оздоровительная, познавательная, просветительная, коммуникабельная, удовлетворение потребностей в смене впечатлений, удовлетворение потребностей в смене места пребывания, предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста, способствует рациональному использованию свободного времени людей, способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения, обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран и народов. Данный список не является исчерпывающим, так постоянно повляющие новые виды туризма несут в себе новые функции.

Развитие современных видов туризма, приводит кповышению разнообразия коллективных средств размещений, прежде всего, гостиниц, что приводит к появлению различных подходов к структуризации исегментации гостиничного хозяйства, согласно которым выделяются различные группы средств размещения.

На долю всех средств размещений приходится до 65 % лиц, занятых в туристской сфере, и около 68 % всех поступлений от туризма. Появление новых средств размещения значительно повышает привлекательность туристской дестинации и увеличивает поток туристов. От качества сервиса предоставления услуг по размещению зависят такие психологические аспекты туризма, как высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране общая удовлетворенность путешествием.

Гостиницы обладают своими характерными признаками, такими как:

Параллельно с понятием «гостиница» все чаще используется понятие «отель», которым принято называть гостиничное предприятие более высокого уровня, предоставляющее широкий спектр и высокое качество услуг, создающее повышенный комфорт и атмосферу гостеприимства.

На данный момент в России насчитывается 263 тысячи гостиничных номеров. 37 тысяч из них приходятся на Москву, еще 18 тысяч — на Санкт-Петербург, и 208 тысяч приходится на другие регионы России. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80 % формируется реконструированными гостиницами старой советской постройки и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями [4]. Наиболее востребованными являются гостиницы уровня 3 звезды, гостиницы эконом-класса, общежития и гостиницы, попавшие в категорию другие, к которой также относятся мини-отели.

По данным маркетингового агентства «Навигатор», основная доля гостиниц приходится на Приволжский и Южный, традиционно рекреационно-туристические округа. Также большая доля приходится на Центральный и Северо-Западный округа, где наиболее развит деловой и познавательный туризм. Хотя не следует забывать, что основная доля рынка в двух последних округах приходится на центральные города России, Москва и Санкт-Петербург.

Основными сегментами гостиничного сектора являются: сетевые отели, мини-отели, апарт-отели, бутик-отели, хостелы, кондо-отели, ведомственные гостиницы, мотели, гостиницы при аэропортах, сервисные квартиры.

Таблица 1

Таблица 2

Из таблицы 2 мы видим, что услуги по размещению составляют значительную часть, около 24 % от всех доходов от туризма. Больше туристы тратят только на покупку товаров в магазинах.

Коллективные средства размещения дифференцируется по уровню качества предоставляемых услуг, который выступает их интегральной характеристикой, определяя требования кплощадям, обстановке и оборудованию и т. д.Показатели и характеристики качества выступают основой присуждения определенной категории иопределяются каждой системой стандартизации.

В таблице 3 представлены основные сертификационные систем гостиниц

Системы сертификации гостиниц

Как правило, эти системы разработаны либо национальными органами управления, либо гостиничными объединениями. Они могут быть обязательными или добровольными.

Основных назначением или целью структуризации становится выделение класса средств размещения, означающего различную ценовую доступность. Внаучной ипрактической литературе при определении такого рода класса или сегмента гостиниц используются различные определения и понятия,которые зачастую дублируют друг друга: высший, средний, низший; бюджетное; экономичное (эконом-класс);средний класс; первоклассные, премиум, фешенебельные гостиницы. Становится очевидным, что основная дифференциация опирается на выделение наиболее общих групп:

Однако, впредставленных выше определениях зачастую объединяются предприятия указанных сегментов. Так, как правило, к категории бюджетного разрешения относят гостиницы ианалогичные средства размещения среднего инизшего сегмента, а в размещенияэконом-класса нередко включают некоторые четырехзвездочные гостиницы.