Инструменты для управления товарным ассортиментом в интернет-магазине | Журнал о розничной торговле

Инструменты для управления товарным ассортиментом в интернет-магазине

Товарным ассортиментом нужно грамотно управлять. От этого зависит ключевой показатель эффективности в электронной коммерции – прибыль. Сегодня разберем, какие инструменты помогут формировать и поддерживать предложение, которое будет соответствовать запросам покупателей и приносить максимум прибыли.

Цели и задачи управления товарным ассортиментом

Ассортимент – совокупность тесно связанных между собой товарных групп, формирующих предложение компании.

Управление ассортиментом – комплекс действий, направленных на то, чтобы сделать предложение рациональным и релевантным интересам аудитории.

В процессе управления компании определяют виды и разновидности товарных групп, которые наиболее предпочтительны в их нише.

Главные цели:

  • удовлетворить спрос покупателей;
  • получить максимальную прибыль от реализации товаров/услуг.
Система управления товарным ассортиментом

Система управления товарным ассортиментом

Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Исследование текущей обстановки на рынке.
  2. Изучение потребительского спроса.
  3. Определение требований к рациональности ассортиментных моделей.
  4. Выбор ассортиментного профиля с учетом специализации интернет-магазина.
  5. Разработка структуры с перечнем и соотношением основных товарных категорий и подкатегорий (берутся в расчет плановые показатели компании и рентабельность отдельных групп).
  6. Подготовка номенклатуры, организация и формирование товарного ассортимента.
  7. Установка неснижаемого остатка для различных видов продукции.
  8. Планирование закупок (исключаются позиции, которые не пользуются спросом, добавляются наименования с высокой оборачиваемостью).
  9. Регулярная оптимизация предложения.

Упаковка, маркировка и обслуживание товара тоже относятся к управлению.

По ходу разработки ассортиментной стратегии в первую очередь нужно ориентироваться на потребителей, их ожидания. Иначе продукцию просто не будут покупать.

Также важно соблюдать принцип развития. То есть, постоянно пересматривать и корректировать каталог, подстраиваясь под меняющиеся тенденции рынка.

Управление ассортиментом стоит поручать компетентным сотрудникам, которые хорошо разбираются в маркетинге. Без этих знаний создать предложение с высоким потенциалом наращивания прибыли практически невозможно.

Существует 7 ключевых способов управления ассортиментом:

Рассмотрим, как их используют на практике:

  • сокращение. Уменьшают полноту или ширину ассортиментного профиля, изменяя его количественный/качественный состав. Необходимо в случаях падения спроса, низкой прибыли, убыточной реализации;
  • расширение. Увеличивают полноту и широту ассортимента, добавляют новизны. Используется при выходе новинок, высокой рентабельности, повышении спроса;
  • углубление и обновление. Расширяют количественные характеристики предложения, добавляя новые модели, торговые марки. Применяется в условиях высокой насыщенности ниши, появления новых трендов;
  • стабилизация. Делают акцент на товарах с высокой устойчивостью;
  • совершенствование. Повышают рациональность ассортимента, подгоняют под текущие запросы аудитории;
  • гармонизация. Внедряют изменения, которые помогают приблизить фактически существующий ассортиментный профиль к оптимальному.

Все эти направления взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Требования к рациональности ассортимента устанавливаются с привязкой к конъюнктуре рынка. При этом необходимо смотреть на платежеспособность целевой аудитории, социально-экономические и другие факторы окружающей среды, которые влияют на спрос. Изначально проводим глубокое маркетинговое исследование, а уже после этого формируем предложение.