Интернет бизнес в россии статистика
Вот уже несколько лет подряд статистика eCommerce не показывает ничего принципиально нового: сегмент неуклонно растет, остается лишь регистрировать новые рекорды. Специально для вас мы сделали подборку самых интересных показателей в сфере онлайн-шопинга за последнее время — в мире и в России.
Среднее количество посещений онлайн-магазинов по всему миру увеличивается. Исследователи заметили четко выраженную сезонную зависимость: самый пик приходится на середину лета.
Самыми быстрорастущими сегментами онлайн-торговли стали одежда и электроника. Тогда как общий рост посещений в онлайн-торговле увеличился незначительно, в сегменте электроники прирост составил почти 20% по сравнению с предыдущим годом.
Больше всего просмотров с десктопа приходится на товары в категории «электроника». Одежду любят выбирать со смартфонов, а в целом мировая статистика говорит о том, что онлайн-ритейл одинаково интересует как пользователей десктопов, так и мобильных пользователей. Планшеты все так же практически не участвуют в этих процессах.
Теперь о российском рынке.
В России проникновение интернета составляет 72.8% от общего числа населения.
При этом, россияне не только в полной мере освоили интернет, но и обладают высокой покупательной способностью в онлайне. 55% потребителей России совершают онлайн покупки не реже одного раза в месяц, а среднее количество заказов в год — 6,2.
71% интернет-покупателей в России — жители Москвы. 61% из них — люди в возрасте 18-24 лет, 62% — обеспеченные, 58% имеют высшее образование. Таков демографический портрет среднестатистического онлайн-покупателя России. С другой стороны, исследователи выделяют и отстающие категории покупателей: это сельские жители (27%), малообеспеченные (36%), образование меньше десяти лет (30%) и люди старше 55 лет (23%).
84% онлайн-покупок в России совершают активные покупатели. Кроме того, что россияне готовы совершать покупки онлайн, они в большинстве своем делают это регулярно — в среднем 31 заказ в год. Для сравнения, этот практически не отличается от среднего по Европе.
Смартфоны обогнали десктоп по количеству просмотров. Согласно прогнозам аналитиков, значение десктопа в eCommerce по всему миру значительно уменьшилось, а пользователи смартфонов, напротив, стали вести себя активнее. Популярность планшетов остается низкой.
Однако при покупке пользователи чаще обращаются к десктопу. Хотя клиенты онлайн-магазинов и стали чаще делать покупки со смартфонов, использование десктопа для этих целей в мире все еще доминирует.
49% онлайн-покупок в России совершается со смартфонов. Хотя до сих пор основным устройством для совершения покупок в сети остается десктоп, за последние несколько лет смартфоны сильно сократили разрыв. Уже сейчас мобильные устройства являются основным драйвером роста eCommerce как во всем мире, так и в России. Для бизнеса это означает необходимость смещать акценты в пользу мобильных пользователей.
79% российских онлайн-покупателей лояльны по отношению к сайтам, на которых они совершали покупки. Это означает, что они скорее всего продолжат покупать там, где однажды уже сделали это. Доля постоянных покупателей превышает средний показатель по Европе — 21% против 13%. Бизнес должен сходу предложить комфортный пользовательский опыт и составить хорошее первое впечатление — после чего потенциального клиента в России легко превратить в постоянного.
90% российских онлайн-покупателей делали покупки в российских магазинах. Наблюдается рост покупателей, которые делают покупки в магазинах своего города — это связано как с расширением ассортимента, так и с появлением соответствующей возможности у ритейлеров. Тем не менее, ⅔ онлайн-покупателей регулярно делают заказы за рубежом, и их число неуклонно растет. В приоритете — товары из Китая, в частности россияне чаще делают покупки на AliExpress, чем жители любой европейской страны.
76% онлайн-покупателей России не испытывали никаких проблем при совершении заказа. 70% были полностью удовлетворены своим опытом, а 82% высказали желание совершать интернет-покупки и в будущем. Это говорит, с одной стороны, о росте интернет-грамотности среди пользователей России, а с другой стороны — об увеличении числа онлайн-магазинов, которые готовы предоставить качественный и удобный сервис.
94% онлайн-покупателей в России назвали прозрачность информации о стоимости доставки главным стимулом для совершения покупки. Всего выделилось несколько подобных стимулов: на второе место респонденты поставили возможность бесплатной доставки (92%) и отсутствие скрытых сборов (91%).
Средний чек за интернет-покупку вырос до 6410 рублей. Это почти на 1000 рублей больше, чем в предыдущем году, и за последние три года это самое резкое изменение в поведении покупателей. Повышение затрат пользователей говорит о том, что россияне все сильнее доверяют интернет-магазинам. Ранее при совершении дорогостоящих приобретений покупатели доверяли только физическим магазинам, где есть возможность лично посмотреть товар перед покупкой. Сейчас ситуация меняется.
В 2017-ом году объемы российского eCommerce достигли отметки в один триллион рублей. Этот показатель вырос более чем в два раза с начала 2017-го года.
Прогнозы по российскому рынку
Тенденция к «мобилизации» онлайн-шопинга сохранится просто потому, что мобильные устройства становятся все более производительными и функциональными — фактически, планшеты уже вытеснили из нашей жизни домашние ноутбуки, а смартфоны — цифровые фотокамеры. Пока сохраняется тренд на развитие мобайла — будет сохраняться и тренд на покупки со смартфонов и планшетов: эти устройства всегда под рукой и умеют почти всё то же, что и десктопы.
Что касается не только самого процесса шопинга, но рынка в целом — сегодня не принято делать далеко идущих прогнозов. Рынок меняется слишком стремительно. Речь как о технологиях, так и о глобальной обстановке. Сейчас, например, многие говорят о повышении интереса к модели маркетплейса — и это закономерный шаг. Появление на российском рынке того же TMall заставило начать переживать даже крупных игроков со стабильным бизнесом.
Джек Ма, основатель Alibaba, сравнил рынок российской онлайн-торговли с «беспомощным младенцем». Этим бизнесмен хотел сказать, что пока отечественный eCommerce находится на очень ранней стадии развития (онлайн-ритейл занимает всего 1% от общего объема розничной торговли). И, несмотря на то, что на той же лекции для физфака МГУ Джек Ма уверял, что не собирается создавать конкуренцию российскому eCommerce, многие нашли поводы для беспокойства.
Например, президент АКИТ Алексей Федоров считает, что российская онлайн-торговля обречена и скоропостижно умрет к 2020 году — если только государством не будет принята протекционная политика в сфере налогообложения. Такие неприятные прогнозы, по мнению Федорова, касаются не всех сегментов — а в первую очередь мелкой электроники и одежды.
Если даже категоричный прогноз не оправдается, то на лицо будет некоторая перестановка сил в этих сегментах — «китайская экспансия» даст о себе знать. Это, в свою очередь, скажется и на статистике по онлайн-шопингу.