Ищу человека для развития бизнеса
Кто такие менторы, где их найти и как убедить работать с вами
Менторство в сфере предпринимательства — явление для России достаточно новое. На Западе сотрудничество с бизнес-менторами — опытными предпринимателями, которые на ранних стадиях развития стартапа помогают команде своими знаниями и опытом — довольно распространённая практика. Причём, такое сотрудничество повышает статус как стартапа, так и самого ментора. В России же в силу разных причин менторство не столь популярно, но ситуация постепенно меняется. Специалисты онлайн-школы предпринимательства Vector рассказали, кто такой ментор, как найти наставника и договориться с ним о совместной работе.
Начинающему предпринимателю не помешает взгляд со стороны и мнение опытного наставника, который сможет предостеречь от ошибок, дать экспертную оценку, подсказать нужное направление для развития и понять, как найти себя в бизнесе. Ментор оценит вашу работу и беспристрастно и укажет на слабые места. Стартаперы-неофиты зачастую не могут предвидеть большинство проблем, как найти и развивать свой бизнес, в то время как ментор обладает опытом и сможет вовремя предостеречь от ошибки.
Есть несколько способов найти себе ментора. Поскольку чаще всего менторы работают со стартапами, то есть возможность найти наставника при любом стартап-акселераторе. Менторская программа представлена, например, в институте «Сколково».
Если договориться с ментором в рамках этих институций не удастся, можно заняться индивидуальным поиском. В первую очередь, изучите все публикации в СМИ об успешных компаниях, которые близки вам по сути работы и подходам к бизнесу. Выделите эти компании, изучите их сайты и найдите контакты тех, кто, на ваш взгляд, может быть вам полезным.
Важно: в идеале ваш наставник должен быть практиком. Если вы выберете себе ментора, знающего о бизнесе лишь понаслышке, то и его советы и взгляд на ситуацию могут быть далеки от реальности. Работайте с тем, кто знает рынок изнутри.
Посещайте тематические мероприятия и конференции: там есть возможность найти человека с необходимыми опытом и знаниями, который сможет стать вашим ментором. Однако не забывайте: лучше идти подготовленным. Речь идёт не только о том, чтобы знать, как «продать» идею менторства и сотрудничества с вами. Важно заранее понимать, к кому стоит подойти. Изучите список спикеров (а в идеале раздобудьте список всех участников конференции), определите для себя, кто из них вам подходит в качестве потенциального ментора, найдите их фотографии и запомните в лицо.
Подумайте над сильными чертами вашего проекта. Определитесь, для чего вам нужен ментор и чего вы хотите достичь в обозримом будущем. Далее действуйте по ситуации.
Если вы встретили потенциального ментора на мероприятии, постарайтесь завязать диалог. Задайте пару вопросов о его работе, о его взгляде на ситуацию на рынке, а затем переходите к делу: коротко расскажите о своей компании (упомянув сильные черты и достижения) и о планах на её развитие. Сообщите, что вы очень заинтересованы в вашем собеседнике как в менторе и предложите обменяться контактами и встретиться, чтобы обсудить такую возможность. Постарайтесь сразу уточнить, когда ваш потенциальный ментор готов с вами пообщаться.
Если познакомиться с ментором в офлайне у вас возможности нет, напишите ему письмо по электронной почте: расскажите коротко о себе и компании, и о том, почему вы хотите сотрудничать именно с ним. На следующий день постарайтесь дозвониться до него (если не удастся найти номер мобильного — звоните по рабочему) и уточнить, видел ли он письмо и как он относится к вашему предложению. Также вы можете попытаться «достучаться» до него в социальных сетях.
Если вам удалось договориться о встрече, подготовьтесь как следует: приготовьте сжатую, но емкую презентацию, продумайте заранее важные вопросы, которые вам хотелось бы обсудить. Не забывайте: у вашего потенциального ментора может быть очень напряженное расписание, так что экономьте его время. Будьте готовы пообщаться и на сторонние темы: умение поддержать беседу всегда играет на руку. Расскажите, как вы видите вашу совместную работу, спросите, насколько это интересно вашему собеседнику и с какой регулярностью он готов общаться с вами. В продолжение беседы вышлите письмо с благодарностью и предложение назначить следующую встречу.
Будьте в меру настойчивы, но в случае отказа проявите понимание и продолжайте поиски.
Регулярность общения с ментором зависит от вас, от того, насколько вы сможете заинтересовать его в тесном сотрудничестве и наладить контакт. Будет это раз в неделю или раз в несколько месяцев — вопрос, на который ответите только вы, исходя из количества свободного времени, стремления к диалогу и степени вовлеченности вашего наставника в ваше дело.
Тем не менее, помните: это общение необходимо, в первую очередь, вам, так что проявляйте инициативу, будьте на связи и напоминайте о себе.
Что касается вознаграждения ментора: изначально, когда вы только запускаете проект, сотрудничество может проходить на безвозмездной основе. Однако распространена практика, когда с развитием бизнеса ваши отношения переводятся в иной формат с финансовой точки зрения, например, ментору выделяется небольшая часть акций компании.
Российские:
-
Менторская программа в «Сколково» — программа развития инновационных проектов (направления: IT, биомедицина, энергоэффективные технологии и т.д.). Менторская поддержка осуществляется на безвозмездной основе и доступна участникам проекта «Сколково».
-
Бизнес-инкубатор МГУ — работает по принципу акселератора. Отобранные команды получают посевные инвестиции, проводят четыре месяца на образовательной программе, консультируются с кураторами, развивают проект и привлекают новые инвестиции.
-
Менторская программа бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ — позволяет найти наставников в основном из числа выпускников и ведущих преподавателей ГУ-ВШЭ. В рамках программы предполагается проведение встреч, дискуссий, круглых столов по техфину, IT, high tech и другим сферам бизнеса.
Международные:
-
Ten Thousand Coffees — ресурс, где начинающие предприниматели могут познакомиться и пообщаться с успешными коллегами из разных областей деятельности. Вы отправляете приглашение нужному вам эксперту, если он его принимает, то договариваетесь о скайп-колле. Изначально предполагается, что ваша «встреча» пройдёт только один раз, однако, проявив настойчивость, можно договориться о менторстве.
-
MicroMentor — бесплатный онлайн-сервис позволяет начинающим предпринимателям и владельцам компаний с небольшим бюджетом найти менторов, которые помогают им построить успешный бизнес.
-
Service Leader— ресурс поиска онлайн-ментора. Для установления контактов используется электронная почта.
-
Mentor On — ещё один ресурс по поиску онлайн-ментора; подбор ментора производится с помощью системы фильтров.
-
Mentor City — чтобы получить доступ к базе менторов, нужно приглашение, которым вы сможете обзавестись, оставив свой электронный адрес.
Бизнес-акселераторы: что это и чем они могут быть полезны стартапу. Где взять денег на стартап: как запустить крауд-проект. Как получить от государства грант на развитие фермы. biz360