Использование прибыли на предприятии малого бизнеса | Журнал о розничной торговле

Использование прибыли на предприятии малого бизнеса

Показателем того, как эффективно организация осуществляет свою производственную, финансовую и инвестиционную деятельность, являются её финансовые результаты, в общем виде — прибыль. Именно она обеспечивает производственное и социальное развитие организации. Поэтому так важно знать методы управления прибылью и грамотно их применять в деятельности организации.

Экономическая прибыль — это разность между полученной общей выручкой от реализации всех произведенных единиц товара и экономическими издержками. [2]

Цель управления прибылью  обеспечение реализации интересов собственников, роста рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности организации в процессе ее развития. [6]

Управлению прибылью — сложный процесс, требующий наличия знаний об общих и частных принципах экономики, информации о состоянии рынка и позиций конкурентов, а также чёткого определения основных целей организации.

Всё это необходимо для эффективной реализации каждого этапа управления: формирование, распределение и использование прибыли (рис.1).

Использование прибыли на предприятии малого бизнеса

Этап распределения прибыли позволяет финансовым менеджерам организации в большей степени и непосредственно влиять на процесс управления прибылью, т.к. распределение полученной прибыли зависит только от целей организации, её финансового состояния и потребностей.

Государство не участвует в распределении прибыли, оно не устанавливает нормативы на распределение, но предоставляет налоговые льготы, тем самым стимулируя определённые направления прибыли: финансирование инновационной деятельности; капитальные вложения на благотворительные цели; финансирование природоохранных мероприятий и т.п.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. [3]

В то же время существуют общие принципы распределения прибыли, которых придерживаются все организации [3]:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены;
  • состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли фирмы, оставшейся в ее распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать ее заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Существует два подхода к распределению прибыли:

  1. после обязательной уплаты налогов прибыль направляется в созданные внутриорганизационные фонды;
  2. остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд.

Малый бизнес — бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг. Критерии малого бизнеса представлены на рис. 2. [1]

Использование прибыли на предприятии малого бизнеса

Управление финансами в малом бизнесе отличается от финансового менеджмента крупных предприятий в связи с разницей в объёме обращающихся финансовых ресурсов, а также особенностями становления и развития малых предприятий.

Проанализируем эти отличия:

  1. В небольшой организации зачастую отсутствует должность финансового менеджера, в силу того, что всеми его должностными функциями занимается один сотрудник, объединяющий несколько должностей (обычно владелец предприятия);
  2. Для того, чтобы достичь общих целей организации, в крупных компаниях разрабатывают комплекс стратегических и тактических целей, на основе которых впоследствии разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика. В малом бизнесе зачастую отсутствует процесс планирования и целеполагания, т.к. фирма создается собственником по частной инициативе с целью реализовать свои возможности, желания мечты, поэтому вся деятельность компании подчинена его личным интересам и целям;
  3. Маркетинг и реклама — те направления деятельности организации, которым уделяется наименьшее внимания со стороны собственника небольшого предприятия, т.к. результаты данных мероприятий нельзя на 100% предсказать и оценить, какое воздействие они окажут на продажи, а соответственно, на прибыли, а соответственно собственник не заинтересован вкладывать в них денежные средства;
  4. Размер реинвестиций напрямую зависит от размера компании, поэтому даже незначительное на первый взгляд приобретение нуждается в расчёте окупаемости и эффективности.

Для того, чтобы оптимизировать процесс по управлению доходами и прибылью в малом бизнесе необходимо осуществлять: