Как малый бизнес влияет на экономику
Среди большого количества факторов, оказывающих влияние на развитие малого бизнеса, значительную роль принадлежит региональным, т.к. их количественные значения существенно варьируются по различным субъектам Российской Федерации. К их числу относятся степень соответствия законодательства решаемым задачам, уровень обеспеченности собственными ресурсами всех видов, структура экономики. Кроме того, большое значение имеют уровень жизни населения и состояние рынка труда, институционально-финансовая среда, инвестиционный климат и т.д.
Для анализа развития малого бизнеса в нефтедобыче были рассмотрены четыре региона, которые настоящее время являются основными нефтедобывающими территориями России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (ХМАО и ЯНАО) и республики Башкортостан и Татарстан.
В 90-х гг. в стране выделился ряд сфер экономической деятельности, где малые предприятия (МП) не проигрывают в сравнении с крупными компаниями. Так, в России всего 25-30% общего числа МП действуют в строительстве и промышленности, а большинство (45-60%) — в сфере услуг и торговле.
В сырьевых районах меньше малых предприятий
Отраслевая структура малого бизнеса в условиях высокого уровня моноспециализации экономики ряда нефтедобывающих регионов отличается сильной привязкой МП к основной («градообразующей») отрасли. В ХМАО и ЯНАО малые предприятия производственно-инновационного сектора, обслуживающие нефтегазовые компании, составляют 30-40%.
В Башкортостане и Татарстане, где уровень зависимости от ТЭК [1] значительно ниже, доминируют торговля и сфера услуг — 40-50% и более, что соответствует общероссийской структуре МП. Это обусловлено, прежде всего, низкой начальной капиталоемкостью данных видов деятельности.
Для более развернутой характеристики развития малых предприятий проведем расчет индикатора «плотности» [2] МП на 10 тыс. жителей, проживающих в той или иной территории (рис. 1). Величина индикатора во всех регионах в 1,5-2 раза ниже общероссийского. Наиболее высокое значение данного показателя наблюдалось в 2007 г. в Татарстане, наиболее низкое — в ХМАО в 2003 г. К концу исследуемого периода лидером по величине индикатора «плотности» МП является Татарстан, далее по степени убывания идут Башкортостан, ХМАО и ЯНАО.
Таким образом, наблюдается явно недостаточное количество МП для создания нормальной конкурентной среды в экономике сырьевых территорий. Это свидетельствует о слабом развитии сектора малого предпринимательства во всех исследуемых регионах. Причем, будучи бесспорным лидером по объемам добычи нефти, ХМАО находится в числе аутсайдеров по числу МП, приходящихся на 10 тыс. жителей.
Рисунок 1. Динамика индикатора «плотности» МП по субъектам РФ.
Динамика инвестирования
Анализ данных об объеме инвестиций на 1000 руб. произведенной продукции/оборота МП особенно интересен, поскольку отражает «воспроизводственный аспект деятельности малого предпринимательства» [6, с. 44]. Другими словами, это объем денежных средств, который трансформирован в инвестиционные ресурсы с каждой 1000 руб. произведенной МП продукции или оборота хозяйствующего субъекта. При этом важно рассматривать не только его абсолютную величину, но и ее сочетание с динамикой роста/падения.
Для нефтедобывающих регионов характерны противоречивые тенденции изменения данного показателя. Так, в ЯНАО, Башкортостан и Татарстан наблюдается сочетание позитивной динамики изменения объема инвестиций с достаточно высокими его абсолютными значениями. В ХМАО — сочетание величины показателя на уровне, сопоставимом со среднероссийским (или даже его превышающим) с отрицательной динамикой изменения.
Заметная активизация инвестиционной активности в секторе малого бизнеса нефтедобывающих регионов во многом связана с благоприятной ситуацией в экономике этих территорий.
При распределении российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2005-2007 гг. ЯНАО, Башкортостан и Татарстан отнесены к группе со средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском инвестиций. ХМАО входит в группу (наряду с Москвой и Московской областью) с высоким потенциалом и умеренным риском [7, 8].
Вместе с тем на фоне столь высокой оценки инвестиционного климата, в ХМАО наблюдается резкое снижение инвестиционной активности МП (и все это на фоне роста оборота малых предприятий и производительности труда). Это является тревожным сигналом недостаточно динамичного развития конкуренции в регионе.
Много доходов — мало услуг, есть услуги — нет денег
Проведенное исследование влияния социально-экономических особенностей нефтедобывающих регионов на развитие малого бизнеса, позволяет сделать следующие выводы:
1. Отраслевая структура экономики территории оказывает значительное воздействие и на формирование отраслевой структуры такого ее сектора как малый бизнес. В условиях моноспециализации региона она отличается сильной привязкой МП, обладающих разным техническим и финансовым потенциалом, к основной («градообразующей») отрасли. Чем выше уровень зависимости экономики региона от нефтедобычи, тем больше концентрация МП в производственно-инновационном секторе (добыча полезных ископаемых, строительство, обрабатывающее производство).
Объем и структура природно-ресурсного и производственного потенциала той или иной территории напрямую воздействует на возможности экономики аккумулировать больший или меньший объем финансовых ресурсов. Территории с развитой топливной промышленностью обладают, как правило, значительными способами генерировать свои доходы (чем сельскохозяйственные регионы, роль которых в экономике государства нельзя недооценивать).
Однако сырьевая направленность существенно ограничивает возможности получения доходов в других сферах и видах деятельности, которые могли бы компенсировать недополученные средства в основной («градообразующей») отрасли, которая к тому же является высоко монополизированной. При этом перспективы роста экономики нефтедобывающих регионов в значительной степени определяются ценами на сырье и инвестиционными программами крупных корпораций. Это негативно отражается на соответствующих показателях инвестиционной активности малых форм хозяйствования. В результате, на фоне высоких оценок инвестиционного климата нефтедобывающих регионов, воспроизводственный потенциал сектора малого бизнеса существенно ограничен.
2. Необходимо отметить влияние географического положения нефтедобывающих регионов на их ресурсную базу. Большая протяженность РФ создает различные условия для развития производства и жизни населения.
Для северных регионов характерно крайне слабое развитие агропромышленного комплекса и сферы услуг, как следствие, неудовлетворенный платежеспособный спрос населения. Поскольку высокий уровень доходов, с одной стороны, увеличивает число потребителей, способных приобрести более качественные и дорогие товары, услуги, следовательно, увеличивается объем выручки предприятий непроизводственной сферы. С другой стороны, слабое развитие самой сферы услуг является предпосылкой оттока денежных средств за пределы региона.
Кроме того, экономика и социальная сфера отдаленных от центральных районов страны территорий с ограниченными сроками завоза грузов, с длительным отопительным сезоном, функционируют в более сложных условиях, чем в других регионах [9, с. 185]. Все это обуславливает объективно повышенные затраты на производство и жизнеобеспечение населения. Это в значительной степени отражается на величине прибыли, уменьшает возможности для роста и развития, снижает конкурентоспособность производимой продукции.
3. Недостаточная предпринимательская активность в нефтедобывающих регионах (в сравнении с общероссийскими показателями), обусловлена, с одной стороны, отраслевой спецификой сырьевой экономики, а, с другой стороны, демографической ситуацией.
Низкая привлекательность бизнес-среды для предпринимателей, недостаточное количество действующих МП, свидетельствуют о необходимости господдержки малого предпринимательства, учитывающей особенности экономики нефтедобывающих регионов РФ.