Как составить бизнес план магазина продуктов | Журнал о розничной торговле

Как составить бизнес план магазина продуктов

Данный бизнес-план подробным образом описывает процедуру открытия и дальнейшего развития продуктового магазина, ориентированного на потребителей с доходами ниже среднего уровня. Проще говоря, продуктовый магазин эконом-класса. Ниже представлено технико-экономическое обоснование проекта, а также ключевые моменты, которые необходимо знать начинающему предпринимателю. Данный бизнес-план может быть использован в качестве учебного или наглядного пособия, а также для презентации возможному инвестору.

Цель бизнес-плана: определить объем денежных средств и эффективность их вложения в открытие продуктового магазина эконом-класса. В качестве места расположения выберем абстрактный Город N с населением в 250 тысяч человек.

Миссия проекта

Миссия проекта по открытию продуктового магазина эконом-класса заключается в следующем:

  • Решение социальных проблем; появление магазина, предназначенного для покупателей с доходами ниже среднего уровня, обеспечение их необходимыми продуктами питания
  • Создание новых рабочих мест

Представленный ассортимент товаров

  • Продукты питания
  • Свежие овощи
  • Напитки (безалкогольные и слабоалкогольные)
  • Бытовая химия

Некоторые организационные моменты ведения предпринимательской деятельности

Для возможности ведения предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо создание юридического лица по форме ИП. Назовем его для примера ИП Кузнецов И.В. В качестве системы налогообложения будет выбран Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Расчет комплексных затрат на открытие магазина

Как видно, из представленной выше таблицы, общие расходы на открытие продуктового магазина составит порядка 5,1 млн. рублей. При этом, максимальные затраты потребуются на приобретение и установку здания модульного типа, в котором будет расположен магазин, а также на обеспечение товарного запаса.

Этапы подготовки к открытию магазина

Согласно представленной таблице, временной промежуток от запуска проекта до открытия магазина составляет три месяца. В течение этого срока финансирование проекта осуществляется за счет средств собственника. Он же выполняет контроль за ходом всех этапов подготовки к запуску. Однако для выполнения таких процедур, как производство здания модульного типа, будут привлекаться сторонние организации. Они будут выбираться по конкурсу. Договор будет заключаться с предприятием, предложившим наиболее выгодные условия выполнения сделки.

Примечание: Мы не будем останавливаться на подробном рассмотрении всех пунктов подготовительного этапа, сделаем лишь несколько акцентов.

  • Выбор в пользу модульного здания сделан, в связи с его универсальностью, возможностью установки в любом месте и низким расходам на аренду
  • Место расположения магазина лучше выбрать в спальных районах постройки примерно 1980-х гг. Здесь проживает основная целевая аудитория вашего магазина
  • Договор на аренду земли для магазина лучше заключить на год. Если бизнес будет прибыльным, его можно будет продлить на более длительный срок
  • Договор на поставку продуктов питания лучше заключать с официальными дистрибьюторами торговых марок
  • Обязательно заключите договор с банком на инкассацию, чтобы не было проблем с хранением денежных средств

Набор персонала

Сразу стоит отметить, что в связи с длительным режимом работы магазина, потребуется две смены продавцов, дабы не нарушать трудовое законодательство. Предполагается, что каждая смена будет работать по две недели. После окончания смены — обязательное проведение инвентаризации.

Примечание: Чтобы повысить качество обслуживания посетителей и избежать случаев воровства среди персонала, предполагается введение системы премий за выполнение объемов продаж.

Налогообложение

Мы также не будем останавливаться на сравнительных характеристиках различных систем налогообложения. Отметим лишь, что ведение предпринимательской деятельности по розничной продаже продуктов питания подходит под льготный режим налогообложения. Наиболее выгодным в данном случае будет Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Его выплата производится ежеквартально. Кроме ЕНВД необходимо производить отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования. В общей сложности, размер отчислений составит 30% от оплаты труда.

План развития торгового предприятия до 2016 года

Планируемая выручка продуктового магазина (График 1)

Как составить бизнес план магазина продуктов

Открытие продуктового магазина запланировано на начало июня. Это обусловлено тем, что с наступлением летнего сезона в продуктовых магазинах наблюдается некоторое увеличение выручки за счет повышенного спроса на безалкогольные и слабоалкогольные напитки. К началу четвертого месяца работы магазина ожидается выход на безубыточный уровень. Чтобы этого достичь, необходимо, чтобы магазин посещало ежедневно не менее 400 человек, средний чек при этом должен составить не менее 350 рублей.

Отметим, что выручка от продажи продуктов питания, которая является нашим основным источником дохода, носит сезонный характер. Кроме летнего периода, значительное увеличение выручи происходит в преддверие новогодних праздников. В январе каждого года уровень продаж, наоборот, снижается. Начиная с 2015 года, в связи с инфляцией, рост выручки будет расти ежегодно на 5%.

Структура выручки продуктового магазина

Как составить бизнес план магазина продуктов

Далее рассмотрим расходную часть деятельности продуктового магазина эконом-класса. Она состоит из двух частей: себестоимость продукции и общие расходы

Себестоимость продукции — это стоимость реализуемых товаров, исходя из закупочной цены у поставщиков. К себестоимости будет прибавляться магазинная наценка. Она выглядит следующим образом

  • Продукты питания. Наценка — 5-15% (средняя —10%)
  • Фрукты и овощи. Наценка — 20-30% (средняя — 25%)
  • Бытовая химия. Наценка — 15-25% (средняя — 20%)
  • Слабоалкогольные напитки. Наценка — 20-30% (средняя — 25%)

Общая средневзвешенная наценка, исходя из всех категорий товаров, составит 15%.

Общие расходы включают в себя:

  • Аренда земельного участка
  • Коммунальные расходы (оплата электричества, водоснабжения, отопления, вывоза мусора)
  • Административные расходы (телефонная связь, интернет, банковское обслуживание, канцелярские товары)
  • ФОТ (зарплата +отчисления)
  • Рекламные кампании (Радио, листовки, объявления, бегущая строка на ТВ)
  • Расходы на охрану
  • Прочие (бухгалтерские расходы, мелкий ремонт).

Диаграмма общих расходов

Как составить бизнес план магазина продуктов

Распределение средств

Как составить бизнес план магазина продуктов

Как видно на этой диаграмме, большинство средств — 85% — идет на повторную закупку товаров. 8% — на содержание магазина. Чистая прибыль составляет всего 5%. Это связано в первую очередь с тем, что наш магазин ориентирован на покупателей с доходом ниже среднего, следовательно, наценка на реализуемые товары — минимальная. Выход на прибыльность в данной ситуации будет достигаться за счет увеличения числа покупателей и как, следствия товарооборота.

График выхода магазина на самоокупаемость

Как уже описывалось выше, подготовительный этап, предшествующий открытию магазина, продолжается три месяца. Но в течение этого срока необходимо платить за аренду земельного участка. Однако расчеты показывают, что магазин выйдет на самоокупаемость уже в первый месяц работы.

Примерные финансово-экономические показатели на 2013-2016 гг.

Расчет окупаемости продуктового магазина

  • Начало проекта: Март 2013 г.
  • Открытие магазина: Июнь 2013 г.
  • Выход на оперативную безубыточность: Июнь 2013 г.
  • Выход на прогнозируемый объем выручки: Сентябрь 2013 г.
  • Дата окупаемости проекта: Февраль 2015 г.
  • Срок окупаемости проекта: 2 года
  • Доходность инвестиций — 45%

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD» Использование материала запрещено без письменного согласия администрации.© www.bisgid.ru