Какой мотор выбрать? ЯМЗ или ММЗ?
В связи с общим техническим прогрессом в последние 10 – 15 лет в развитии мобильной энергетики начался этап ускоренного перехода на новое (условно четвертое) поколение техники. Эволюционный процесс развития мобильной энергетики путем поэтапного наращивания мощности и усовершенствования традиционных, преимущественно механических узлов и механизмов, перешел в стадию комплексного усовершенствования конструкции. Однако замена существующего тракторного парка новым требует существенных капиталовложений. При этом срок окупаемости может достичь границы, при достижении которой произойдет моральное старение приобретенной техники.
Мировой опыт тракторостроения свидетельствует, что наряду с приобретением новой техники широко распространенная модернизация существующей. Таким образом, неся сравнительно незначительные затраты, у аграриев появляется возможность на базе существующих тракторов получить конструкции, что отвечают современным требованиям.
Такой подход позволяет обосновать необходимый уровень унификации разных моделей тракторов. Однако при этом должно придерживаться основное условие – технический уровень тракторов, созданных на базе унифицированных сборочных единиц, должен быть не ниже уровня лучших аналогов. Необходимо учитывать, что на момент создания трактора его достаточно высокий технический уровень может сохраниться, если в конструкцию сборочных единиц и деталей заложенные возможности их совершенствования со временем без создания новой производственной базы. Так, ведущие мировые машиностроительные предприятия расширяют практику установки разных двигателей на одинаковые шасси с целью создания гаммы тракторов при сохранении унификации базовых деталей и узлов для удовлетворения требований широкого круга заказчиков.
Эксплуатационная технологичность тракторов существенно влияет на его надежность, фактическую производительность, затрату топлива и определяется конструктивными, производственными и эксплуатационными факторами. Конструктивные факторы характеризуют контролепригодность, доступность, взаимозаменяемость, возобновляемость и работоспособность трактора и его составных частей. Наиболее более значимые производственные факторы определяются технологией изготовления деталей и сборочных единиц, а эксплуатационные – условиями рядовой эксплуатации, в которых оказываются свойства конструкции трактора и купленный двигатель ямз. Основными эксплуатационными факторами является: организация и качество проведения технических обслуживаний (ТО) и ремонтов, квалификация и комплектность штата исполнителей, организация сохранения тракторов и т.д.
Производительность и экономичность тракторов и комбайнов в значительной мере зависят от характеристики установленных на них двигателей. К основным показателям двигателей относятся: удельная мощность, надежность, срок службы, топливная экономичность, а также приемистость и приспособляемость.
Производители тракторов все время находятся в поисках оптимального двигателя для своих моделей. К сожалению, российские двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, и КамАЗ-740, которыми комплектуются тракторы, ХТЗ по своему техническому уровню значительно уступают аналогичным двигателям, которые устанавливаются на тракторы зарубежного производства.
Функционально эти двигатели конструировались как автомобильные, в связи с чем их характеристики не в полной мере обеспечивает работу на тракторах и комбайнах.
Компоновочные схемы ymza.ru таких двигателей не позволяют удобно проводить их техническое обслуживание при установке на трактор. К тому же они имеют большую удельную массу и габариты, что ухудшает обзорность из кабины и осложняет доступ к отдельным узлам двигателя при устранении неисправностей.
Надежность двигателей проверена недостаточно, но полученные результаты испытаний тракторов с этими двигателями указывают на то, что они по основным характеристикам уступают двигателям зарубежных тракторов. В частности, они имеют больший на 20 – 25% расход топлива, а двигатель КамАЗ-740, кроме этого, по расходу масла на выгорание (0,6 – 0,8%) превышает показания других двигателей. Практически все двигатели – как зарубежные, так и отечественные – имеют этот показатель не более 0,3%.
С другой стороны, двигатели фирмы «Дойтц» очень требовательные к качеству топливо-смазочных материалов, что в условиях рядовой эксплуатации приводит к частым выходам из строя топливной аппаратуры. По этой же причине они не имеют стабильных мощностных и экономических показателей.
Конструкторский отдел компании выполнил значительную работу по адаптации различных моделей двигателей к сельскохозяйственным мобильным энергетическим средствам и остановил свой выбор на двигателях Минского моторного завода.