Малый бизнес создание и развитие | Журнал о розничной торговле

Малый бизнес создание и развитие

Современные условия функционирования мировой экономики отводят предприятиям малого бизнеса особую стратегическую роль в обеспечении конкурентоспособности государства.

Жёсткая борьба за господство, а иногда и просто присутствие на мировых рынках, обеспечивается мощью национальных корпораций, на поддержку которых государством затрачиваются значительные ресурсы.

Основным назначением крупного бизнеса является отстаивание внешних экономических интересов государства. Тогда как малый и средний бизнес призваны обеспечить внутреннюю стабильность государства, защитить его от социальных потрясений и экономических кризисов. Международная практика показывает, что малый и средний бизнес во многом определяет основные показатели экономического развития: темпы экономического роста, структуру валового национального продукта, уровень занятости и т.д.

Уже сегодня предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают занятости почти 50 % трудового населения планеты и в отдельных странах производят до 60 % национального продукта. В ходе изучения ситуации было выявлено четыре основных формы продвижения инноваций:

  1. Инновационная внутренняя среда (структура фирмы): электронный документооборот, использование электронных систем оплаты, в т.ч. и оплаты труда, аутсорсинг, сервейнг и т.д.
  2. Инновационная продукция (выпуск продукции или использование технологий).
  3. Инновационная внешняя среда — возможность работы на высокотехнологичных рынках. Примером может являться создание «Кремниевой долины» в США, Инновационного центра в г. Сколково в РФ и т.д.
  4. Инновационная стратегия развития бизнеса.

В последнем направлении понятие «инновационное» является наиболее условным, так как новейшие стратегии для России в ведущих странах мира отметили своё двадцатилетие, а иногда и сорокалетие. Положительным является хотя бы то, что активно используются лизинговые и франчайзинговые схемы развития бизнеса.

Рассмотрим практическую реализацию действий, направленных на инновационное развитие малого и среднего бизнеса, на примере Хабаровского края — наиболее промышленно-развитого региона Дальнего Востока.

Внешний фон функционирования малого и среднего бизнеса в нашем регионе характеризуется как негативный. Данная оценка формируется под воздействием объективных факторов: географические, природно-климатические условия и т.д.

В настоящее время администрация края решает задачу по корректировке структуры малого и среднего предпринимательства в пользу производства и связанных с ним отраслей транспорта, связи, строительства и т.д.

Действия администрации реализуются в виде комплекса мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этих целей разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2011-2013 годы». В соответствии с данной программой инновационная деятельность малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением при оказании муниципальной поддержки.

В результате, по состоянию на 2012 год, такие отрасли как связь транспорт, строительство показали суммарный рост в общей структуре на 2 %. В настоящее время наблюдается высокая инвестиционная активность малого и среднего бизнеса, в том числе и в производственной сфере

Для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса предпринимательства в приоритетных для Хабаровского края сферах необходимо реализовать следующие мероприятия:

  1. В проекте муниципальной целевой Программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2014-2016 годы» предусмотреть мероприятия направленные на продвижение всех основных форм инновационного развития бизнеса.
  2. На базе объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, действующих в крае, создать площадку для постоянного контакта между научными организациями и предприятиями края.
  3. Разработать комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвесторов.