Малый и средний бизнес в рб | Журнал о розничной торговле

Малый и средний бизнес в рб

Малый и средний бизнес в рб

Интервью с директором ООО «Агентство стратегического и экономического развития» Олегом Игоревичем Ильиным.

— Олег Игоревич, как вы оцениваете современное состояние малого и среднего предпринимательства в Беларуси?

В последние годы в Беларуси не становится больше предпринимателей, однако очевидно, что они обретают устойчивость по отношению к внешним стрессовым воздействиям. Прежде, чем делать какой-то анализо месте и состоянии белорусского бизнеса, необходимо отметить, что развитие предпринимательства в нашей стране не было таким, как в большинстве бывших республик Советского Союза, и, тем более, не повторяет опыт западноевропейских стран. Структура нашей экономики, менталитет, географическое положение, несомненно, сыграли свою роль в становлении бизнеса в Беларуси и повлияли на его актуальное состояние. Поэтому можно сделать вывод о том, что наш предпринимательский опыт, в определенной мере, уникален.

— Какова доля малого и среднего бизнеса в Беларуси в структуре ВВП?

Она составляет только 24%. Мно- го это или мало, можно понять только в сравнении. Так, например, в России эта доля составляет около 21%, в Канаде — 27%, в Чехии — 35%, в США — 62%. Следовательно, на фоне даже развитых западноевропейских стран белорусский показатель выглядит благоприятно. Правительства многих стран осознают, что мировая экономика находится в фазе волатильности, низких цен на сырьевые товары, сокращения торговых потоков, и делают ставку на малое и среднее предпринимательство. Малый бизнес всегда более мобилен, быстрее реагирует на изменения рыночной среды. Российское Министерство экономического развития, например, пообещало в разы нарастить долю малого бизнеса в ВВП. В Беларуси поставлена задача по развитию малого и среднего бизнеса и росту его доли в ВВП до 40% к 2020 году, и для нашей экономики важно выдержать эти показатели. В текущих условиях малый и средний бизнес должен сыграть большую роль в обеспечении занятости населения. Сегодня уже около 27% занятого населения работает в МСП.

Малый и средний бизнес в рб

— Есть ли какие-то показатели динамики развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране?

В 2010-2014 годах, по данным Белстат, в Беларуси наблюдался рост количества предприятий малого и среднего бизнеса. Так, на 01.01.2015 года в стране работало 114,2 тыс. малых и средних предприятий, что на 31,4% больше, чем в 2010 году. Однако в 2015 году произошло падение количества МСП до 107,4 тыс. единиц, или на 6% относительно показателя 2014 года. В тоже время на фоне улучшения инфраструктуры в 2016 году количество лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, выросло в 5,4 раза по сравнению с 2010 годом и составило 23 359 человек.

— А какие сферы наиболее выгод- ны для малого и среднего бизнеса?

В структуре количества МСП наибольший удельный вес приходится на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 37,9%. Интересно то, что доля МСП в оптовом товарообороте составляет около 80%, что обусловлено высоким уровнем развития таких направления бизнеса, как дилерство, дистрибуция и т.д. Далее 14,1% МСП функционирует в сфере обрабатывающей промышленности, 13,5% — в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям, 12,5% — в транспорте и связи, 9,1% — в строительстве. Также примечательно то, что в последние годы растет, хоть и небольшими темпами, доля сельского хозяйства, охоты и рыболовства.

— Можете ли вы обрисовать картину инвестиций малого и среднего предпринимательства в основной капитал?

В 2010-2015 годах сложилась отрицательная динамика. Так, если в 2010 году доля МСП в общем объеме инвестиций составляла 39,7%, то в 2010 — уже 36,7%. Данная тенденция обусловлена снижением инвестиционной активности бизнеса на фоне ухудшения макроэкономической ситуации, сокращения свободных собственных средств, дорогих кредитов

Малый и средний бизнес в рб

— Предпринимались ли какие-то меры стимулирования малого и среднего бизнеса?

В 2016 году в Беларуси была принята программа развития малого и среднего бизнеса на 2016–2020 гг. «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь». В этом году идет обсуждение стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года «Беларусь — страна успешного предпринимательства». Необходимо отметить, что активное участие в формировании документа приняло деловое сообщество, в том числе Международная финансовая корпорация. Основные задачи лежат в плоскости улучшения структуры белорусской экономики, роста ее конкурентоспособности, обеспечения эффективной занятости и др. Целевой индикатор, прописанный в проекте стратегии, — достижение 50% доли МСП в ВДС страны к 2030 году. Кроме того, на общественное обсуждение вынесен целый пакет документов — проект декрета и несколько указов, направленных на либерализацию бизнеса. В частности, данные нормативно-правовые акты коснутся требований пожарной безопасности, санитарных норм, стандартов контрольной деятельности, а также минимизации государственного вмешательства в сферу бизнеса. Время покажет, какой эффект от внедрения новых правил и стандартов получит наша экономика и насколько улучшится деловой климат, но данные шаги, безусловно, являются необходимыми и позитивными для предпринимательства. Однако далеко не все барьеры к дальнейшему развитию бизнеса можно снять только административными мерами. Основная проблема у большинства белорусских компаний — это продажи и дебиторская задолженность. В последние годы во многих сферах сжался внутренний рынок, упали традиционные для нашей страны рынки России и других стран СНГ. С моей точки зрения, самое лучшее, что могло сделать государство для бизнеса, уже сделано — это вхождение в Таможенный союз стран ЕАЭС. Белорусские предприниматели получили возможность торговать на большом рынке и на равных конкурировать с российским и казахским бизнесом. Как известно, конкуренция всегда касается вопросов себестоимости, цены и качества продукции. Соответственно, компанию можно назвать эффективной, когда она способна производить качественный и востребованный товар по конкурентным ценам и обеспечивать при этом приемлемый уровень рентабельности.

— Как вы считаете, что еще можно сделать в стране, чтобы помочь бизнесу стать более эффективным?

На мой взгляд, бизнесу сегодня необходимо: создание эффективного механизма урегулирования вопросов по дебиторской задолженности, львиная доля которой приходится на государственные предприятия; сокращение налоговой нагрузки, в частности, при условии направления высвобождаемых средств на инвестиционное/инновационное развитие; удешевление заемных ресурсов, что напрямую завязано на денежно-кредитной политике и уровне инфляции. В Беларуси активно ведется работа в этом направлении. Уверен, что при процентных ставках в 2-3% годовых мы увидим много эффективных инвестиционных проектов, реализация которых даст стране новые производства и рабочие места.