Маркетинговый бизнес в интернете | Журнал о розничной торговле

Маркетинговый бизнес в интернете

Интернет-маркетинг и реклама сегодня являются неотъемлемой частью бизнеса. И это не в теории, а на самом деле. Да, есть много бизнесов, которые существуют только офлайн, и вполне прилично. Им хорошо, что называется. Но я уверен, что было бы им еще лучше, будь они в Интернете. У нас Интернет все еще идет по нарастающей, своего пика не достиг. Что там говорить, пользователями Интернета сегодня являются менее половины (!) жителей России. А процентов 80-85 как минимум когда-нибудь станут Интернет-пользователями, это точно. Понимаете, какая это перспектива для Интернет-маркетинга? Огромнейшая.

Как привлекать клиентов:

  • 1. Какая реклама эффективнее
  • 2. Как рекламировать товары и услуги
  • 3. Как продвигать и сбывать товары и услуги
  • 4. Привлечение клиентов через интернет
    • 4.1. SEO
    • 4.2. SMM
    • 4.3. Контекстная реклама
    • 4.4. Контент маркетинг
    • 4.5. E-mail маркетинг
    • 4.6. Crowd маркетинг
  • 5. Привлечение клиентов в офлайн
    • 5.1. Активное привлечение клиентов (холодные звонки, прямые продажи, рассылка КП)
    • 5.2. Пассивное привлечение клиентов офлайн (реклама в офлайне)

Маркетинговый бизнес в интернете

Конечно, не для каждого бизнеса это имеет определяющее значение. Допустим, если у вас парикмахерская в Пскове, вас не интересуют интернет-пользователи в Улан-Удэ. Понятное дело. Тем не менее, даже в том случае, интернет увеличивает ваши бизнес-перспективы однозначно. Хотя бы только по той просто причине, что в сети распространить информацию гораздо проще и быстрее. Так что не думайте, что вам и вашему бизнесу не надо быть в Интернете. Впрочем, вы же читаете это статью в сети, в общем-то. Так что вы это хорошо понимаете и сами, уверен.

Содержание

  • 1 Что такое Интернет-маркетинг и реклама в Интернете?
    • 1.1 Из чего состоит Интернет-маркетинг и каковы его цели?
    • 1.2 Рассмотрим теперь каждую категорию Интернет-маркетинга отдельно:
      • 1.2.1 1. Поисковый Интернет-маркетинг (Search engine marketing — SEM)
      • 1.2.2 2. Продвижение в социальных сетях (SMM и SMO)
      • 1.2.3 3. Директный или прямой маркетинг
      • 1.2.4 4. PR (public relations — связи с общественностью)
      • 1.2.5 5. Видеомаркетинг
      • 1.2.6 6. Веб-аналитика

Что такое Интернет-маркетинг и реклама в Интернете?

Многие из вас, я уверен, хорошо осведомлены о том, что такое Интернет-маркетинг. В принципе, Интернет-маркетинг и реклама в Интернете — это тема, на которой не одна и не две десятки книг написано (если не сотни), так что нам в одной статье охватить такую монстр-тему никак не удастся :-). Поэтому здесь мы достаточно поверхностно поговорим об маркетинговых инструментах и процессах в Интернете, а в будущем к этому будем возвращаться регулярно. Самому очень интересен Интернет-маркетинг, так что много статей на это тему обеспечено, не переживайте :-). Так что, если у вас есть определенные знания на эту тему, данную статью можете не читать, а прочитайте, допустим, как делать эффективную рекламу. Шучу :-). Прочитайте, конечно, что-то полезное найдете точно :-).

Итак, давайте разбираться все-таки, что такое Интернет-маркетинг? Аналогично традиционному маркетингу — это все, что помогает нам привлекать новых и удерживать старых клиентов. Только в Интернете. Вот и все. Конечно, это глобальное определение. Дальше мы разберем Интернете-маркетинг по частям.

Из чего состоит Интернет-маркетинг и каковы его цели?

Во-первых, хотелось бы отметить, что цель любого маркетинга одна — увеличить прибыль бизнеса. Иногда напрямую, допустим, заказав рекламу и начав продажи, а иногда косвенно и через какое-то время — например, PR, раскрутка бренда, расширение аудитории, акции, направленные на увеличение узнаваемости и повышение доверия и т. д. Все это, конечно, делается как онлайн, так и офлайн. Что все делают онлайн?

Интернет-маркетинг я разделяю на 6 категорий:

  • Поисковый маркетинг (Search engine marketing — SEM);
  • Продвижение в социальных сетях (Social media marketing — SMM и Social Media Optimization — SMO);
  • Директный или прямой маркетинг (e-mail маркетинг, SMS-маркетинг, RSS ленты, разные сервисы и даже почтовый спам);
  • PR (public relations — связи с общественностью);
  • Видеомаркетинг;
  • Веб аналитика.

Все виды интернет-маркетинга имеют собственные цель, методы и принципы работы, но в итоге все равно крайняя цель — поднять бизнес на новый уровень, повысить прибыль. Хочется подчеркнуть, что Интернет-маркетинг во всей своей красе доступен сразу же малому бизнесу тоже. В других масштабах, конечно, но, тем не менее, вы все это можете делать в своем бизнесе.

Рассмотрим теперь каждую категорию Интернет-маркетинга отдельно:

1. Поисковый Интернет-маркетинг (Search engine marketing — SEM)

Поисковый Интернет-маркетинг — это комплекс маркетинговых инструментов и мероприятий, целю которых является увеличение целевого трафика на сайте с поисковиков. Сюда входят все те инструменты и методы, которые могут решать поставленную задачу, но в первую очередь — это поисковая оптимизация, контекстная и баннерная реклама.

Эти маркетинговые инструменты огромные, как по возможностям, так и по тонкостям работы, так что здесь мы не будем слишком глубоко разбираться. Я уже говорил, что эти темы мы еще не раз будем обсуждать. Итак, понемногу о каждом методе:

  • SEO (поисковая оптимизация, оптимизация сайта). Во-первых, хотел бы сказать, что многие в этом же контексте рассматривают также термины как — «продвижение сайта» и «раскрутка сайта», но, по моему мнению, это более широкие понятия, которые могут содержать СЕО-оптимизацию как отдельную часть, пусть и самую важную, но не равняться ей. Раскручивать сайт ведь можно и контекстом и социальным медиа тоже, например.

Итак, что такое поисковая оптимизация? Поисковая оптимизация — это оптимизация внутренних и внешних факторов сайта, т. е. проведение определенных действий и изменений на сайте и в его окружении, с целью повышения позиций по определенному запросу (ключевому слову или фразе) в поисковой выдаче и, соответственно, увеличение посещаемости.

Под внутренними факторами понимают контент или содержание сайта, структуру и навигацию сайта, внутренную перелинковка. Внешние факторы — это количество и качество ссылок на ваш сайт с внешних ресурсов. На этом и остановимся, потому что, как я говорил, это огромнейшая тема и в одной статье не описать. На Предприниматель-Про будет серия статей о СЕО-продвижении, обещаю.

  • Контекстная реклама (Яндекс.Директ, Google Adwords, Begun). Контекстная реклама — это реклама в Интернете, которая показывается пользователям, уже заинтересованным определенным товаром или услугой.

Контекстная реклама может быть поисковая и тематическая. Поисковая показывается прямо на странице выдачи поисковика, а тематическая на разных сайтов партнеров в сети. Более эффективная и более дорогая — поисковая контекстная реклама. Стоимость может быть от очень маленькой до очень высокой в зависимости от конкурентности тематики.

При профессиональной грамотной настройке контекстная реклама, на мой взгляд, может считаться самой эффективной рекламой в принципе. Хотя, повторюсь, там много нюансов и тонкостей в настройках кампании — это надо понимать. Тем более с сегодняшними возможностями таргетинга и аналитики.

  • Баннерная реклама. Некоторые называют ее медийной, но опять же это гораздо более широкое понятие. Баннерная реклама в Интернете похожа на контекстную, также бывает и на страницах выдачи и на сайтах-партнерах с той разницей, что вместо текстового объявления публикуются графические изображения или баннеры.

Правда, баннерная реклама может преследовать и другим целям, кроме как прямого привлечения посетителей на сайт рекламодателя. Она часто используется рекламодателями (особенно крупными) в целях PR, укрепления бренда и увеличения узнаваемости и т. п.

2. Продвижение в социальных сетях (SMM и SMO)

Продвижение в социальных сетях — это комплекс мероприятий, направленных как на привлечение целевых посетителей из социальных медиа на сайт, так и на увеличение внимания аудитории к своему бренду, продукту, бизнесу. Основное в SMM — это создание интересного и полезного контента, который пользователи будет распространять дальше, рекомендовать к прочтению друг другу. В некоторой степени, вирусный маркетинг.

Методы работы в SMM могут быть разными: от создания сообществ, корпоративных страниц компаний и тематических групп в социальных сетях до присутствия в блогосфере и ведения собственных блогов. Из социальных сетей у нас можно выделить ВКонтакте, Facebook, Google+, Одноклассники, Мой Мир, Instagram, а в блогосфере это Twitter, Live Journal, Я.ру.

SMO (social media optimization) по аналогии с SEO представляет собой оптимизацию сайта, но не под поисковые машины, а под социальных медиа. И это отдельная наука, друзья, со своими правилами и принципами работы и критериями успешности. Вот так. При этом SMM может быть гораздо эффективнее SEO, по крайней мере, в начале проекта, когда заниматься SEO практически бессмысленно.

3. Директный или прямой маркетинг

Как следует из названия, этот метод Интернет-маркетинга подразумевает прямое обращение к пользователю. Это инструмент гораздо более широкого употребления, но мы в данном случае рассматриваем его только как часть Интернет-маркетинга. Особенность прямого маркетинга (в определенном смысле и его минус) в том, что он требует предварительной работы, т. е. для успешного его использования нужна структурированная и постоянно актуальная база данных клиентов. Зато эффективность его может быть очень высокой.

Основные виды директ-маркетинга следующие:

  • E-mail маркетинг. Это прямая рассылка материалов и сообщений вашим подписчикам, т. е. желающим получать такие материалы на свою электронную почту (в ином случае это будет спам, который не только запрещен законом, а еще и с низкой эффективностью).
  • SMS-маркетинг. По сути — то же самое, только со своими особенностями в силу отличия SMS сообщения от электронного письма. Возможно, кто-то посчитает, что не это не совсем Интернет-маркетинг, и я отчасти соглашусь. Отчасти, потому что контактные данные вы можете получить и вне сети, но сама рассылка все равно осуществляется онлайн сервисами.
  • RSS-лента или RSS-канал представляет по своей сути информацию (в XML-формате) о новых материалах и статьях на сайтах и блогах, на которых пользователь подписан. Эта информация может быть предоставлена пользователю как специальными агрегаторами — программами, так и практически всеми интернет браузерами. На деле это означает, что все ваши подписчики будут в курсе всех свежих новостей на вашем сайте или блоге.
  • Почтовый спам. Массовая рассылка рекламных писем (хотя очень часто это просто рекламный мусор) по базе электронных адресов, владельцы которых не являются вашими подписчиками и не желали получать какие-либо уведомления. Это реально делается, поэтому нельзя было не внести этот «маркетинговый инструмент» в данный список.
  • Доски объявления и прочие площадки. Это не совсем директный Интернет-маркетинг, конечно, но, согласитесь, это ближе к прямому обращению к пользователям, чем к SEO или SMM. Не то, что ближе, а вообще к ним не относится. А то, что это является маркетинговым инструментом, я вас уверяю :-). Хотя бы судя по тому, что не одну заявку можно получить через доски объявлений. К тому же, можно, например, дать рекламное объявление в чужих почтовых рассылках.

4. PR (public relations — связи с общественностью)

В принципе PR — это способ становления отношений преимущественно с вашей аудиторией, а если можно и со всей общественностью :-). Иными словами, это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы сформировать мнение аудитории о себе и своего бизнес или продукции.

Тут могут быть применимы такие инструменты и методы как:

  • Выпуск пресс релизов в онлайн СМИ;
  • Публикация статей на тематических ресурсах (в т. ч. и платных);
  • Опубликование контента в социальных сетях, тематических форумах и блогах;
  • Ведение собственного бизнес-блога;
  • Присутствие (и участие) в тематических и профессиональных сообществах и т. п.

5. Видеомаркетинг