Мини экскаватор как бизнес
Содержание
- 1 1. Описание мини-экскаваторов.
- 2 2. История создания.
- 3 3. Применение мини-экскаваторов.
- 4 4. Мировой рынок мини-экскаваторов.
1. Описание мини-экскаваторов.
Мини-экскаватором принято считать уменьшенную копию гусеничных экскаваторов, имеющую лишь небольшие отличия. Основные отличия это короткая поворотная платформа и резиновые гусеницы. К мини-экскаваторам обычно относят машины весом от 0,8 до 8 тонн. Но некоторые производители расширяют диапазон класса мини-экскаваторов. Они относят к нему как легкие машины от 0,5 до 0,8 тонн (к примеру, Kobelco SK 005 массой 0,5 тонн, мощностью двигателя 3,4 кВт, объемом ковша 0,01 м3), так и тяжелые модели весом от 8 до 12 тонн (к примеру, Volvo ECR 88Plus массой 8,7 т, мощность 41,9 кВт, объем ковша 0,26 м3).
Таким образом, понятно, что мини-экскаваторы принципиально ничем кроме размера от остальных гусеничных экскаваторов не отличаются и границы класса достаточно условны. Поэтому в этой статье под мини-экскаваторами мы условимся понимать все машины массой до 12 тонн, которые производители считают таковыми.
Какого либо разграничения по типам внутри класса мини-экскаваторов также не существует. Производители предлагают ряд моделей отличающихся лишь размером, а соответственно производительностью и ценой. Конструкции мини-экскаваторов разных производителей то же отличаются незначительно. Все современные мини-экскаваторы оснащаются двухскоростной автоматической коробкой передач. Есть некоторые непринципиальные отличия в органах управления, конструкциях экскаваторного оборудования противовеса и шасси.
Достоинствами мини-экскаваторов можно считать их малый размер и простоту в управлении. Это дает возможность использовать эти машины в труднодоступных местах, где использование другой техники невозможно и единственной альтернативой является ручной труд. Гусеничное шасси дает мини-экскаваторам высокую проходимость, хорошую устойчивость и маленькое давление на грунт. Так же к достоинствам следует отнести невысокую цену (от 20 до 100 тысяч долларов) и экономичность.
Недостатки мини-экскаваторов, как ни странно, вытекают из их достоинств. Главный недостаток это низкая скорость передвижения которая обусловлена гусеничным шасси и ограничивает использование мини-экскаваторов в аварийных службах. Недостаток мобильности так же не позволяет использовать некоторые виды навесного оборудования. К примеру, траншеекопатель и погрузочный ковш малоэффективны при малой скорости движения машины. Другой недостаток — маленькая глубина копания и небольшое усилие на кромке ковша — следствие маленьких размеров мини-экскаваторов. Но следует помнить, что любые строительные машины имеют свои ограничения и никто не проводит все строительные работы с помощью одних мини-экскаваторов. Для больших объемов земляных работ используют экскаваторы большего размера.
2. История создания.
Первый мини-экскаватор был сконструирован японской компанией Yanmar в 1968 году. Серийный выпуск Yanmar начала в уже в 1971 году. Первые мини-экскаваторы оснащались металлическими гусеницами и большой поворотной платформой, затрудняющей работу машины в стесненных условиях. В 1979 году мини-экскаваторы Yanmar получили резиновые гусеницы, а в 1994 году была создана машина с нулевым радиусом поворота рабочей платформой. Такой мини-экскаватор при вращении платформы не выступаем за габариты шасси, поэтому может работать стоя вплотную к препятствию. Появление мини-экскаваторов с нулевым радиусом поворота послужило толчком для успеха машин этого класса на мировом рынке. Мини-экскаваторы стали родоначальниками всей мини-техники. Сейчас на мировом рынке широко представлены так же мини-бульдозеры и мини-погрузчики.
У истоков создания мини-экскаваторов стояла также японская компания Kubota. Эта компания создала свой первый мини-экскаватор в 1974 году и в настоящий момент является одним из мировых лидеров в производстве мини-экскаваторов.
3. Применение мини-экскаваторов.
Из описания мини-экскаваторов понятно, что они предназначены для относительно небольшого объема экскавационных работ, которые должны быть выполнены в стесненных условиях. Мини-экскаваторы могут работать на оживленных улицах и автомобильных дорогах без прекращения движения транспорта. Поэтому мини-экскаваторы используют в городских хозяйствах службы водоснабжения и газовики для прокладки труб, связисты и энергетики для прокладки кабелей, дорожные службы для установки оград и дорожных знаков, озеленители для благоустройства дворов и посадки деревьев, аварийно-спасательные службы в экстренных случаях (возможна даже работа с помощью радиоуправления), строители для набольшего объема работ (например, устройство фундаментов для загородных домов), археологи для раскопок. Известны так же случаи использования мини-экскаваторов для реконструкции и сноса зданий методом работы их на межэтажных перекрытиях (работы по демонтажу гостиницы Россия в г. Москва).
Для каждого специфического вида работ на мини-экскаватор устанавливается необходимое рабочее оборудование. Для копания, планировки, прокладки труб и кабелей устанавливается ковш оптимальной ширины, а после укладки кабеля возможно использование гидравлической вибротрамбовки, для установки оград, дорожных знаков используется ямобур, аварийно спасательным службами археологам будут полезны гидравлические ножницы и грейферные захваты, а для разборки и реконструкции зданий пригодится еще и гидромолот. Все современные мини-экскаваторы оснащены гидравлическим приводом и способны работать со всеми вышеперечисленными типами навесного оборудования. Необходимо только грамотно его подобрать и установить.
При выборе изготовителя мини-экскаватора следует уделять особое внимание наличию моделей с нулевым радиусом поворота платформы, а также таким характеристикам как минимальный радиус разворота при движении вперед и назад. В остальном разница касается только базовых комплектаций. Входит ли в неё быстросъемный механизм для удобства смены навесного оборудования, бысторазъемные соединения для сохранения в чистоте и предотвращения потери гидравлического масла, дополнительные фары на кабину для работы в темное время суток. Производители мини-экскаваторов, которые сами не производят двигатели, устанавливают двигатели Mitsubishi, Yanmar, Kubota,Isuzu. Марку и характеристики (прежде всего ремонтопригодность, экономичность и соответствие экологическим нормам) двигателя следует учитывать при выборе производителя.
Выбор конкретной модели мини-экскаватора зависит от объема работ и предполагаемых условий работы. Для примера, приведу технические характеристики модельного ряда мини-экскаваторов наиболее популярных марок.
Мини-экскаваторы Bobcat оснащаются дизельными двигателями Kubota за исключением самых тяжелых моделей 442 и 444, на которых установлен двигатель Deutz. Модели 430 и 435 имеют нулевой радиус поворота платформы, а модели 430 и 435 FT (fast track) отличаются от базовых увеличенной скоростью передвижения. Модели 331, 430 и 435 могут оснащаться удлиненной рукоятью для увеличения глубины копания. Гидроразводки для навесного оборудования в базовой комплектации нет.
Мини-экскаваторы Hitachi оснащаются двигателями Isuzu (ZX-16,25), Kubota (ZX-30,35,40) и Yanmar (остальные модели). Модели с индексом U-2 имеют нулевой радиус поворота рабочей платформы. Все модели могут оснащаться удлиненной рукоятью. Гидроразводки для навесного оборудования в базовой комплектации нет, но есть гидрораспределитель для ее подключения.
Мини-экскаваторы Takeuchi оснащаются двигателями Yanmar. Модели с индексом FR имеют нулевой радиус поворота рабочей платформы. Все модели могут оснащаться удлиненной, а также телескопической рукоятью. Гидроразводка для навесного оборудования есть в базовой комплектации (одна линия). Компания Takeuchi производит еще две модели экскаваторов, которые, по сути, мини-экскаваторами не являются. Экскаватор TB 175W колесный, а экскаватор TB 1140, весит более 14 тонн.
Все мини-экскаваторы Kubota оснащаются дизельными двигателями собственного производства. Модели U35-3, КХ61-3, КХ71-3, КХ91-3, КХ101-3,КХ-121-3, КХ-161-3 могут оснащаться удлиненной рукоятью для увеличения глубины копания. Гидроразводка для навесного оборудования есть в базовой комплектации (одна линия). Мини-экскаваторы Kubota отличаются повышенной безопасностью для оператора, экологичностью и большим усилием копания.
4. Мировой рынок мини-экскаваторов.
Успешно начав в 1971 году серийное производство и продажу мини-экскаваторов в Японии, в 1979 году компания Yanmar вышла на мировой рынок. Но в этот период продажи в Европе и Америке были совсем не значительные. Изменение ситуации началось в 1994 году, когда появились модели с нулевым радиусом поворота платформы. С тех пор продажи мини-экскаваторов в Европе и Америке начали неуклонно расти. Настоящий бум продаж мини-экскаваторов пришелся на Ниже приведен график продаж мини-экскаваторов в США и Европе.
Следует отметить, что в Европе в 2005 году было продано 52 086 мини-экскаваторов, что составляло более 30% всей проданной строительной техники (163 791 единица) и в четыре раза превысило продажи экскаваторов погрузчиков (12 436 штук).
В нижеследующей диаграмме показана структура продаж мини-экскаваторов на мировом рынке в 2005 году в процентах от общего объема.
Поскольку мини-экскаваторы продавались успешно, многие Европейские бренды начали производство подобных машин. К тому же мини-экскаваторы легко можно было скопировать. В Европе лидерство в этом сегменте рынка принадлежит компании JCB. В настоящее время производством мини-экскаваторов занимается около ста компаний по всему миру.
Вкратце охарактеризую Китайский рынок. Лидеры по производству мини-экскаваторов в Китае компании Yuchai и Sunward, примерно 40% их продукции идет на экспорт. Про остальных производителей информации мало.
На территории постсоветского пространства мини-экскаваторы пытается производить Киевский завод АТЕК. Модель экскаватора называется АТЕК-711А, но за все время было продано не более 10 машин. В России «ЧТЗ-Уралтрак» планирует начать массовое производство мини-экскаваторов. Модель называется ЭО-112 и пока выставляется на специализированных выставках.
Рынок мини-экскаваторов в России и стран СНГ пока развит слабо. В промежутке с 2004 по 2006 год в Россию официально было импортировании всего 250 мини-экскаваторов. Продажи мини-экскаваторов небольшие из-за низкой стоимости ручного труда и большого количества экскаваторов на базе тракторов МТЗ и ЮМЗ, которые могут выполнять большую часть работ, для которых в Европе используют мини-экскаваторы. Ситуация отличается лишь в крупных городах, где ручной труд дороже и важна высокая скорость и качество выполнения работ. Так же в крупных городах есть специфические задачи, для решения которых необходимы мини-экскаваторы. К примеру, строительство подземных объектов и разборка отслуживших свое зданий. Схожая ситуация была в США 15 лет назад. Рынок мини-экскаваторов в России, безусловно, будет развиваться, но вряд ли темп его развития будет таким же высоким как в Европе и США.