Мой первый бизнес для школьников
1 октября в Москве торжественно открыли второй сезон детского интернет-конкурса «Мой первый бизнес». Несколько сотен школьников собрали в конференц-зале Северной башни «Москва-Сити». Перед ними выступали популярные блогеры, известные бизнесмены и крупные чиновники. Среди партнеров и гостей события значились Минобрнауки и Минкомсвязи, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, Фонд содействия инновациям и Росмолодежь. Со сцены звучали громкие обещания — привлечь к проекту более 500 000 школьников из 10 стран СНГ, разыграть сотню грантов и тысячи дорогих призов, научить детей правилам современного бизнеса…
фото: https://vk.com/kapitany_konkurs
Детям говорили, что самые главные противники начинающего бизнесмена — это их собственный страх и лень. Но почему-то ничего не сказали о еще одном враге российского бизнеса — банальной коррупции. А зря. Расследование канала Piter.TV показало, что организаторы конкурса — «Фонд содействия инновациям» и бизнес-факультет «Капитаны» РЭУ им. Плеханова могли бы многому научить детей в этом вопросе. Во всяком случае, всего за неделю до торжественного мероприятия в «Москва-Сити» они заключили крайне подозрительный госконтракт, связанный с этим же конкурсом. Мы пообщались с участниками тендера и опытными юристами, которые нашли в действиях госфонда серию нарушений антимонопольного законодательства и 44 ф.з. (часть их тезисов уже подтверждены решениями ФАС) и признаки откровенной коррупции.
А главное, нам удалось установить прямую связь между победителем торгов и организаторами госзаказа. 15.6 млн рублей достались фирме декана факультета «Капитаны» РЭУ им. Плеханова Константину Бармашову, имеющему непосредственное отношение к созданию и проведению конкурса «Мой первый бизнес».
С чего все начиналось? Скандал 2017 года, недовольство в блогах
Впервые «Капитаны. Мой первый бизнес» прошел в 2017 году. Если смотреть на цифры — 408 000 заявок, 750 000 живых подписчиков ВК, 10 000 призов — проект стартовал удачно. Постараемся объяснить, что он представлял собой тогда, и кто основал интернет-конкурс для предприимчивых школьников.
Официальный организатор конкурса — Фонд содействия инновациям (полное название — ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»). Это крупная госструктура, основанная Правительством РФ для поддержки наукоемкого бизнеса еще в 1994 году. За это время ФАСИ накопил портфолио из мощных проектов в сфере популяризации науки, спонсирования молодых ученых и бизнесменов. Чего стоит грантовая программа УМНИК, которая позволила сотням молодых инноваторов получить выплаты в размере 500 000 рублей на авторские исследования. Эту программу хорошо знают в регионах, ей по-настоящему доверяют на всех уровнях российского образования. Сегодня Фонд содействия инновациям курирует Правительство РФ, у него есть представительства в большинстве регионов РФ, а число грантовых и конкурсных программ ФАСИ исчисляется в десятках.
Генеральный партнер «Моего первого бизнеса» — Факультет бизнеса «Капитаны» при Университете имени Плеханова. Менее известная организация, в структуре которой при первом знакомстве можно легко запутаться. Слишком уж много у «Капитанов» одноименных под-проектов: образовательная программа «Капитаны России», благотворительный фонд «Капитаны», детский лагерь «Капитаны России», филиалы в региональных вузах… и площадка конкурса «Мой первый бизнес» — kapitany.ru. Даже детальное изучение не позволяет выстроить четкую вертикаль отношений между этими структурами, хотя их объединяет, как минимум, единый логотип и фирменный стиль «визуалки».
Кто еще? В первый год СМИ связывали «Мой первый бизнес» с платформой «Россия — страна возможностей», которая создана по инициативе президента РФ Владимира Путина «для развития системы прозрачных социальных лифтов, самореализации талантливой молодежи и профессионалов в различных сферах деятельности». Про партнеров из АСИ РФ, МСП, Минкомсвязи, РАНХиГС и Администрации президента мы писали выше.
Задача конкурса — стимулировать интерес школьников старших классов к реализации собственных предпринимательских идей и бизнес-проектов в Российской Федерации, дать мотивацию для получения профильного высшего профессионального и дополнительного образования и повысить стремление реализоваться через инновационную деятельность.
официальное описание конкурса
Резюмируем — конкурс делают опытные люди, многие из которых вхожи в высшие правительственные кабинеты страны. В 2017 году у них реально получилось привлечь внимание школьников к проекту. Во-первых, благодаря достаточно креативному формату. Ты заходишь на сайт, выполняешь задания звездных коучей, ближе к финалу «защищаешь» бизнес-проект и получаешь реальное вознаграждение. Все — удаленно, без нудных лекций — только практика!
Во-вторых, за счет участия топовых блогеров YouTube: Ян Топлес, Николай Соболев, Клава Кока не только озвучивали задания в формате видео, но еще, по обещаниям организаторов, сами выбирали призеров и победителей. А кто из школьников откажется от возможности хотя бы заочно познакомиться со своими кумирами?
В-третьих, сработали неплохие призы — десятки iPhone и камер GoPro, крупные денежные премии и образовательные стипендии, тысячи мелочей вроде модных рюкзаков, бьюти-боксов и даже наборов стикеров «ВКонтакте».
Так что стартовали «Капитаны-2017» за здравие. Еще ни один образовательный проект в России не объединял полмиллиона школьников. А вот закончилось все скандалом. Точнее — пшиком.
В Сети можно найти множество видео с заголовками «Конкурс Капитаны — разоблачение», «Конкурс Капитаны вся правда», «Капитаны или сказ, как тебя развели». В них засветились и расстроенные участники конкурса, и независимые эксперты, и даже те самые блогеры-члены жюри. Чтобы понять, что не так с «Капитанами-2017» — просто посмотрите расследование блогера Butthurt4ik — «Блогеры снова обманули детей».
Для тех, кому лень смотреть — объясним максимально коротко. «Амбициозный и масштабный проект» закончился откровенно скромным награждением победителей в малоизвестном московском клубе. Звездные блогеры ограничились коротким приветствием публики, а во время церемонии награждения продемонстрировали крайне слабое знание «отобранных ими» конкурсных материалов. А главное, у подавляющего большинства критиков сложилось впечатление, что победителей проекта выбирали «рандомно». Уровень некоторых работ был откровенно слабым, в то время, как качественные материалы не входили в топ-50 и топ-100.
Самих школьников обидела «образовательная составляющая». Сразу несколько участников конкурса «Капитаны-2017» признались нам, что «звездные блогеры» не давали экспертных советов и практически не общались с людьми — просто зачитывали на камеру примитивные задания. Например, конкурсантам направления «Музыка» предлагали назвать 3 любимые группы или рассказать, почему они стали заниматься творчеством. А в разделе «Инновации» предлагалось «Придумать что-то новое в бизнесе» в свободной форме. Складывалось впечатление, что эти простенькие тексты приглашенным звездам писали другие люди — причем писали «не сильно напрягаясь».
Да, во всем этом не было состава преступления. Однако репутация конкурса оказалась подмоченной: волна негатива от подписчиков осталась без ответа от организаторов — людей просто проигнорировали. При этом все ролики с заданиями блогеров и другие промо-материалы исчезли из Сети. В итоге эксперты сошлись на том, что это затишье означает ликвидацию проекта. Мол, взрослые дяди потратили как надо большие деньги, махнули рукой на организацию, а от школьников откупились модными подарками и наборами стикеров.
Но история продолжилась летом 2018 года.
Невыполнимые сроки, размытое техзадание и завышенная стоимость
В августе 2018 году Фонд содействия инновациям разместил государственную закупку в форме конкурса на услуги по разработке сайта конкурса «Капитаны. Мой первый бизнес» с бюджетом до 18 миллионов рублей. На этот момент нигде в Сети не было информации о возобновлении скандального проекта. Но чиновники уже готовили «второй сезон» по-тихому: анонсов не было даже на сайте и в официальных сообществах.
Тендер оказался крайне подозрительным. На работы по созданиюинтернет-портала с момента подписания контракта выделялся экстремально малый срок — всего 10 календарных дней. Исходя из сроков публикации и тендерных процедур, контракт не мог быть заключен раньше 21 сентября при сроке сдачи основных работ до 30 сентября! При этом техническое задание было настолько размытым, что соискатели не могли приступить к выполнению проекта заранее. Например, часть технического задания, посвященная разработке сайта, занимала ½ листа А4 (обычно такие документы составляют десятки страниц). Она не содержала необходимых для таких случаев описаний ключевых алгоритмов работы вэб-приложения. За это же время подрядчик должен был предоставить заказчику сценарии 30 видеороликов (уже после, в виде допнагрузки — произвести по ним весь видеоконтента для конкурса).