Мотивация персонала в малом бизнесе | Журнал о розничной торговле

Мотивация персонала в малом бизнесе

Статья опубликована в рамках:

LVI Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2015 г.)

Выходные данные сборника:

«Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. (02 декабря 2015 г.)

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

Антонова Анна Николаевна

канд. соц. наук, доцент кафедры «Производственного менеджмента» Тихоокеанского государственного университета, РФ, г. Хабаровск

Email: status770@gmail.com

Стародубова Юлия Викторовна

магистрант 1 курса

Тихоокеанского государственного университета, РФ, г. Хабаровск

Email: juliastar27@bk.ru

FEATURES STAFF MOTIVATION SYSTEM FOR SMALL BUSINESSES

Anna Antonova

PhD in Sociology, Associate Professor of «Production Management» Pacific State University, Russia, Khabarovsk

Yulia Starodubova

master student of the Department «Industrial Management» Pacific State University, Russia, Khabarovsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме мотивации работников предприятий малого бизнеса. Рассмотрены особенности управления персоналом, требования, предъявляемые к стимулированию персонала. Раскрываются методы материального и нематериального стимулирования персонала, применимые на предприятиях малого бизнеса.

ABSTRACT

The article is devoted to the issue date, motivating employees of small businesses. The features of personnel management, the requirements for promotion of staff. Disclosed are methods of material and non-material incentives for staff that are applicable to small businesses.

Ключевые слова: малый бизнес; мотивация; особенности; материальное и нематериальное стимулирование.

Keywords: small business; motivation; characteristics; tangible and intangible incentives.

Мотивация работников в малом бизнесе является одним из ключевых вопросов ввиду того, что практически каждый работник является единственным специалистом в своей сфере деятельности. Для того, чтобы деятельность сотрудника в команде организации была более эффективной, он должен быть заинтересован в ней морально и материально.

В настоящее время основу мотивации в организациях малого бизнеса составляет организация оплаты труда, которая не всегда отвечает требованиям современного рынка труда, квалификации и трудозатратам сотрудника. Помимо этого, уровень оплаты труда и ее организацию и систему в организациях малого бизнеса устанавливает предприниматель-руководитель единолично, так как именно он формирует размер фонда оплаты труда [1].

Организации малого бизнеса имеют ряд особенностей в области управления персонала, к которым можно отнести:

  • личностный характер взаимоотношений между работником и предпринимателем в небольшом коллективе организации;
  • ведущая роль предпринимателя-руководителя в деятельности организации, его вовлеченность в производственный процесс, во взаимодействие с представителями внешней среды, что обусловлено высокой степенью предпринимательского риска и ответственностью за результаты деятельности;
  • высокий образовательный уровень, обусловленный содержанием деятельности и высокими профессиональными требованиями;
  • гибкость и неформальность управления персоналом;
  • повышенные требования к личным качествам работника. Малый коллектив быстрее освободится от работников, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям данного предприятия.
  • принципы отбора персонала иногда ориентированы не на прямые, а на косвенные доказательства профессиональной пригодности. Рекомендации на малых предприятиях фактически являются подтверждением наличия у кандидата знакомых и коллег, готовых отвечать своей репутацией за действия работника.
  • социальная незащищенность. Благополучие персонала непосредственно зависит от руководителя.

Стимулирование является основным фактором мотивации персонала.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к стимулированию персонала:

  • комплексность стимулов;
  • дифференцированность и гарантированность стимулирующих воздействий;
  • справедливость поощрений;
  • общественная гласность;
  • оперативность и гибкость использования;
  • обеспечение равенства возможностей;
  • постепенность изменений.

Материальное стимулирование формируется на денежных выплатах. Система вознаграждений, которые используются в организации, складывается из трех элементов — основная оплата труда (базовая зарплата, постоянная часть денежного вознаграждения), дополнительная оплата (побудительные выплаты, премии, бонусы, переменная часть денежного вознаграждения) и социальные выплаты или льготы.

Базовая заработная плата является гарантированной компенсацией работнику за его труд в организации, то есть вознаграждение за исполнение должностных обязанностей на своем рабочем месте в объеме и с качеством, которые предусмотрены должностными инструкциями или корпоративными стандартами. Базовая зарплата остается постоянной в течение достаточно продолжительного промежутка времени и напрямую не зависит от текущих результатов работы сотрудника.

Бонусы или побудительные выплаты (переменная часть денежного вознаграждения) обычно связаны с вознаграждением за результативность труда работника. К ним относятся комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие в прибылях. Все то, что составляет переменную часть денежного вознаграждения за труд и применяется для учета результативности работы сотрудников, связывая уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника.

Социальные выплаты рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. К данным выплатам относятся медицинская страховка, оплата отпусков, бесплатные обеды, компенсация транспортных расходов и прочие социальные выплаты, определенные законодательством или присущие только данной организации.

Система нематериальной мотивации включает совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в организациях малого бизнеса для поощрения эффективности труда.

К методам нематериального стимулирования можно отнести:

  • обеспечение карьерного роста сотрудников (движение по карьерной лестнице «вверх», с повышением занимаемого статуса);
  • гибкий график рабочего времени (проектная система работы);
  • приоритет при планировании отпуска сотрудников компании;
  • регулярная «горизонтальная» ротация кадров;
  • упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте;
  • устная или письменная благодарность за эффективную работу;
  • проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников, с награждением дипломами;
  • размещение рекомендательных писем клиентов на специальном информационном стенде компании, где все сотрудники имеют возможность их видеть;
  • проведение корпоративных праздников для сотрудников.

Таким образом, для наиболее эффективной деятельности организаций малого бизнеса необходимо наличие благоприятных факторов внутренней и внешней среды, эффективная система мотивации, что позволит сформировать хорошо мотивированную команду единомышленников с сильным лидером-предпринимателем, заинтересованном в успехе своего дела.