Муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса | Журнал о розничной торговле

Муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса

Одной из причин, вызывающих затруднения при осуществлении предпринимательской деятельности в Российской Федерации, субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) называют недостаточную информационную осведомленность о деятельности органов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства [10]. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209 — ФЗ) [1] наделяет определенными полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства не только органы государственной власти федерального и регионального уровня, но и органы местного самоуправления.

Можно выделить следующие полномочия представительного органа местного самоуправления в сфере развития МСП: 1) предварительное рассмотрение проектов муниципальных правовых актов на профильных комиссиях представительного органа; 2) участие в проведении процедуры оценки регулирующего воздействия; 3) принятие внесенных Администрацией города Екатеринбурга в Екатеринбургскую городскую Думу проектов муниципальных правовых актов. Среди муниципальных правовых актов представительного органа, влияющих на осуществление предпринимательской деятельности и действующих в настоящее время, следует отметить, например: Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003 № 38/1, регулирующее порядок продажи на аукционе объектов муниципальной собственности, Решение Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 13/72, предусматривающее преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъектов МСП) на выкуп арендованного муниципального имущества, Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.11.2009 № 60/13, регулирующее предоставление муниципальной преференции и другие. Оценка регулирующего воздействия в отношении проектов решений Екатеринбургской городской Думы осуществляется с 2016 года. На активный процесс регулирования и изменения уже сложившихся правоотношений в муниципальном образовании в сфере развития предпринимательства указывают следующие данные: с апреля 2016 по май 2017 года на официальном сайте для публичных консультаций было представлено 20 проектов Решений Екатеринбургской городской Думы и одно действующее Решение [12]. Мы отмечаем, что деятельность депутатов не ограничивается только участием в нормотворческой деятельности представительного органа местного самоуправления. На заседаниях профильных комиссий Екатеринбургской городской Думы (комиссия по муниципальной собственности, комиссия по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности, комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию) регулярно рассматриваются отчеты представителей Администрации города Екатеринбурга о выполнении решений Екатеринбургской городской Думы, затрагивающих права предпринимателей; депутаты Екатеринбургской городской Думы также вправе получать информацию по вопросам реализации различных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга, влияющих на предпринимательский климат в муниципальном образовании, направив интересующий запрос в отраслевые, функциональные или территориальные органы Администрации города Екатеринбурга; рассматривать обращения граждан и организаций, в том числе, поступивших от субъектов МСП. Деятельность Администрации города Екатеринбурга в сфере развития МСП построена на программно-целевых принципах управления, в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими политику города и региона в данной сфере. Осветить все направления деятельности Администрации в сфере развития малого и среднего предпринимательства в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому мы выделим только основные направления.

  1. Подготовка правовых актов Администрации города Екатеринбурга, оказывающих влияние на развитие МСП, осуществление процедуры оценки регулирующего воздействия таких актов, принятие и реализация данных правовых актов.

Следует отметить, что муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» разрабатываются и утверждаются с 2008 года. Первая программа была утверждена решением Екатеринбургской городской Думы от 12.02.2008 № 11/53 «Об утверждении программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства», с 2010 года, в связи с изменением федерального законодательства, такие программы стали утверждаться не представительным органом, а исполнительно-распорядительным органом муниципального образования — Администрацией города Екатеринбурга. Разработанные и утвержденные Администрацией города Екатеринбурга программы являются долгосрочными. Так, Постановлением Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5034 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2011-2013 годы» [3]. Результатами действия данной программы являются завершение проектных работ по программе строительства блок-модулей для малых и средних производственных предприятий, увеличение площади бизнес-инкубаторов на 800 кв. м, создание двух новых технопарков — «Европейский» и «Авиценна», расширение информационной поддержки предпринимателей (сервис «Виртуальный офис» установлен более чем 200 субъектам малого и среднего предпринимательства).

Новая сформированная Администрацией города Екатеринбурга муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2017 — 2020 гг.» также предусматривает объемный перечень оказания помощи предпринимателям, а именно: расширение информационной и имущественной поддержки (оказание на постоянной основе бесплатных консультационных услуг, выделение субсидий за счет средств местного бюджета, передачу муниципальных помещений на льготных условиях в аренду). За период 2017 — 2020 гг. планируется создание не менее 300 новых малых и средних предприятий, не менее 1200 новых рабочих мест, а также не менее 8 новых малых инновационных производств [5]. В целом прогнозируется увеличение количества малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, организаций, работающих в сфере информационных и интернет-технологий. На новых предприятиях предполагается использование современных автоматизированных производств, а также организация модернизированных высокопроизводительных рабочих мест.

  1. Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по развитию МСП, прогнозирование развития МСП на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Основными критериями для оценки реализации муниципальных программ являются выполнение плановых объемов финансирования и достижение плановых значений целевых показателей муниципальной программы. В таблице 1 приведена интегральная оценка эффективности реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2014 — 2016 годы» в баллах (таблица 1).

Оценка эффективности реализации Муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2014-2016 годы» (извлечение) [13].

Таблица 2

В таблице 3 представлена информация о численности субъектов МСП за период 2014-2016 год с разбивкой по категориям.

Численность субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» по категориям за период 2014 — 2016 гг.[2]

  1. Создание при Главе Администрации города Екатеринбурга совещательного органа — Совета по малому и среднему предпринимательству для проведения постоянного мониторинга субъектов МСП, определения приоритетных направлений их развития, координации деятельности общественных союзов и объединений предпринимателей, консолидации их усилий на реализацию конкретных мероприятий и проектов.
  2. Формирование инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства, содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, и структурных подразделений указанных организаций.

Следует отметить, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://www.dsmb.ru/ для предпринимателей Екатеринбурга создан и функционирует еще один Интернет-ресурс — городской информационный портал «Деловая Сеть малого бизнеса» (проект, созданный по инициативе Общественных Советов по малому предпринимательству города Екатеринбурга). Данный Интернет-ресурс информирует предпринимателей не только о правовых актах, регулирующих ведение предпринимательской деятельности, но и о мероприятиях, направленных на поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляет возможности ознакомления с успешными готовыми бизнес-планами, сделать заявку на разработку бизнес-плана, реализована «горячая телефонная линия». Количество посетителей портала с каждым годом возрастает. За период с 2013-2015 гг. количество посетителей сайта около 107 тыс. пользователей, из них было зарегистрировано на сайте 13 тыс. человек.

Таблица 4

Анализ сведений, содержащихся в реестре субъектов МСП — получателей муниципальной поддержки в муниципальном образовании «город Екатеринбург», позволяет сделать вывод об активизации работы предпринимательских структур по использованию муниципальных форм поддержки субъектов МСП. Наблюдается значительный рост числа получателей муниципальной поддержки (если в 2013 г. — 271 ед., то 2015 г. — 1655 ед.). Наиболее востребованной предпринимателями является консультационная поддержка (за период 2013 — 2015 гг. было проведено 2087 консультаций субъектов МСП), далее следует имущественная поддержка — заключение договоров аренды муниципального нежилого фонда (таблица 5).

Информация о деятельности Департамента по управлению муниципальным имуществом в сфере аренды муниципального имущества [5]

Отмечая большую работу, проделанную органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» по оказанию информационной поддержки субъектам МСП, мы предлагаем расширить перечень информации, размещаемой на различных официальных сайтах. В частности, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности возможно создать отдельные странички, посвященные целевой аудитории: молодежному предпринимательству, предпринимательству для более старшего поколения — «для тех, кому за 50», а также странички, посвященной деятельности Совета по малому и среднему предпринимательству. Считаем, что, размещение на официальных сайтах информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности ссылок, позволяющих ознакомиться с деятельностью Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» позволит субъектам МСП не только оперативно получать необходимую информацию, но и расширит выбор инструментов поддержки МСП.

[1] Составлено авторами по [9]

[3] Показатели представлены по оценочным данным Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга