Муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса
Одной из причин, вызывающих затруднения при осуществлении предпринимательской деятельности в Российской Федерации, субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) называют недостаточную информационную осведомленность о деятельности органов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства [10]. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209 — ФЗ) [1] наделяет определенными полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства не только органы государственной власти федерального и регионального уровня, но и органы местного самоуправления.
Можно выделить следующие полномочия представительного органа местного самоуправления в сфере развития МСП: 1) предварительное рассмотрение проектов муниципальных правовых актов на профильных комиссиях представительного органа; 2) участие в проведении процедуры оценки регулирующего воздействия; 3) принятие внесенных Администрацией города Екатеринбурга в Екатеринбургскую городскую Думу проектов муниципальных правовых актов. Среди муниципальных правовых актов представительного органа, влияющих на осуществление предпринимательской деятельности и действующих в настоящее время, следует отметить, например: Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003 № 38/1, регулирующее порядок продажи на аукционе объектов муниципальной собственности, Решение Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 13/72, предусматривающее преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъектов МСП) на выкуп арендованного муниципального имущества, Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.11.2009 № 60/13, регулирующее предоставление муниципальной преференции и другие. Оценка регулирующего воздействия в отношении проектов решений Екатеринбургской городской Думы осуществляется с 2016 года. На активный процесс регулирования и изменения уже сложившихся правоотношений в муниципальном образовании в сфере развития предпринимательства указывают следующие данные: с апреля 2016 по май 2017 года на официальном сайте для публичных консультаций было представлено 20 проектов Решений Екатеринбургской городской Думы и одно действующее Решение [12]. Мы отмечаем, что деятельность депутатов не ограничивается только участием в нормотворческой деятельности представительного органа местного самоуправления. На заседаниях профильных комиссий Екатеринбургской городской Думы (комиссия по муниципальной собственности, комиссия по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности, комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию) регулярно рассматриваются отчеты представителей Администрации города Екатеринбурга о выполнении решений Екатеринбургской городской Думы, затрагивающих права предпринимателей; депутаты Екатеринбургской городской Думы также вправе получать информацию по вопросам реализации различных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга, влияющих на предпринимательский климат в муниципальном образовании, направив интересующий запрос в отраслевые, функциональные или территориальные органы Администрации города Екатеринбурга; рассматривать обращения граждан и организаций, в том числе, поступивших от субъектов МСП. Деятельность Администрации города Екатеринбурга в сфере развития МСП построена на программно-целевых принципах управления, в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими политику города и региона в данной сфере. Осветить все направления деятельности Администрации в сфере развития малого и среднего предпринимательства в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому мы выделим только основные направления.
- Подготовка правовых актов Администрации города Екатеринбурга, оказывающих влияние на развитие МСП, осуществление процедуры оценки регулирующего воздействия таких актов, принятие и реализация данных правовых актов.
Следует отметить, что муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» разрабатываются и утверждаются с 2008 года. Первая программа была утверждена решением Екатеринбургской городской Думы от 12.02.2008 № 11/53 «Об утверждении программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства», с 2010 года, в связи с изменением федерального законодательства, такие программы стали утверждаться не представительным органом, а исполнительно-распорядительным органом муниципального образования — Администрацией города Екатеринбурга. Разработанные и утвержденные Администрацией города Екатеринбурга программы являются долгосрочными. Так, Постановлением Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5034 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2011-2013 годы» [3]. Результатами действия данной программы являются завершение проектных работ по программе строительства блок-модулей для малых и средних производственных предприятий, увеличение площади бизнес-инкубаторов на 800 кв. м, создание двух новых технопарков — «Европейский» и «Авиценна», расширение информационной поддержки предпринимателей (сервис «Виртуальный офис» установлен более чем 200 субъектам малого и среднего предпринимательства).
Новая сформированная Администрацией города Екатеринбурга муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2017 — 2020 гг.» также предусматривает объемный перечень оказания помощи предпринимателям, а именно: расширение информационной и имущественной поддержки (оказание на постоянной основе бесплатных консультационных услуг, выделение субсидий за счет средств местного бюджета, передачу муниципальных помещений на льготных условиях в аренду). За период 2017 — 2020 гг. планируется создание не менее 300 новых малых и средних предприятий, не менее 1200 новых рабочих мест, а также не менее 8 новых малых инновационных производств [5]. В целом прогнозируется увеличение количества малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, организаций, работающих в сфере информационных и интернет-технологий. На новых предприятиях предполагается использование современных автоматизированных производств, а также организация модернизированных высокопроизводительных рабочих мест.
- Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по развитию МСП, прогнозирование развития МСП на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Основными критериями для оценки реализации муниципальных программ являются выполнение плановых объемов финансирования и достижение плановых значений целевых показателей муниципальной программы. В таблице 1 приведена интегральная оценка эффективности реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2014 — 2016 годы» в баллах (таблица 1).
Оценка эффективности реализации Муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании „город Екатеринбург“ на 2014-2016 годы» (извлечение) [13].
Таблица 2
В таблице 3 представлена информация о численности субъектов МСП за период 2014-2016 год с разбивкой по категориям.
Численность субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» по категориям за период 2014 — 2016 гг.[2]
- Создание при Главе Администрации города Екатеринбурга совещательного органа — Совета по малому и среднему предпринимательству для проведения постоянного мониторинга субъектов МСП, определения приоритетных направлений их развития, координации деятельности общественных союзов и объединений предпринимателей, консолидации их усилий на реализацию конкретных мероприятий и проектов.
- Формирование инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства, содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, и структурных подразделений указанных организаций.
Следует отметить, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://www.dsmb.ru/ для предпринимателей Екатеринбурга создан и функционирует еще один Интернет-ресурс — городской информационный портал «Деловая Сеть малого бизнеса» (проект, созданный по инициативе Общественных Советов по малому предпринимательству города Екатеринбурга). Данный Интернет-ресурс информирует предпринимателей не только о правовых актах, регулирующих ведение предпринимательской деятельности, но и о мероприятиях, направленных на поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляет возможности ознакомления с успешными готовыми бизнес-планами, сделать заявку на разработку бизнес-плана, реализована «горячая телефонная линия». Количество посетителей портала с каждым годом возрастает. За период с 2013-2015 гг. количество посетителей сайта около 107 тыс. пользователей, из них было зарегистрировано на сайте 13 тыс. человек.
Таблица 4
Анализ сведений, содержащихся в реестре субъектов МСП — получателей муниципальной поддержки в муниципальном образовании «город Екатеринбург», позволяет сделать вывод об активизации работы предпринимательских структур по использованию муниципальных форм поддержки субъектов МСП. Наблюдается значительный рост числа получателей муниципальной поддержки (если в 2013 г. — 271 ед., то 2015 г. — 1655 ед.). Наиболее востребованной предпринимателями является консультационная поддержка (за период 2013 — 2015 гг. было проведено 2087 консультаций субъектов МСП), далее следует имущественная поддержка — заключение договоров аренды муниципального нежилого фонда (таблица 5).
Информация о деятельности Департамента по управлению муниципальным имуществом в сфере аренды муниципального имущества [5]
Отмечая большую работу, проделанную органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» по оказанию информационной поддержки субъектам МСП, мы предлагаем расширить перечень информации, размещаемой на различных официальных сайтах. В частности, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности возможно создать отдельные странички, посвященные целевой аудитории: молодежному предпринимательству, предпринимательству для более старшего поколения — «для тех, кому за 50», а также странички, посвященной деятельности Совета по малому и среднему предпринимательству. Считаем, что, размещение на официальных сайтах информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности ссылок, позволяющих ознакомиться с деятельностью Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» позволит субъектам МСП не только оперативно получать необходимую информацию, но и расширит выбор инструментов поддержки МСП.
[1] Составлено авторами по [9]
[3] Показатели представлены по оценочным данным Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга