На каком этапе бизнес план
Содержание материала
Многим известно такое известное выражение, как «неудачное планирование-это планирование провала». Зачастую, многие начинающие предприниматели игнорируют важность написания бизнес плана и прибегают к этому этапу только тогда, когда требуется привлечь инвесторов или окупаемость бизнеса не наступает в положенный срок.
Вместе с тем, бизнес план — это необходимый начальный этап, который должен предшествовать реализации проекта. От его правильного составления и учета всех аспектов предпринимательской деятельности зависит успех самого проекта. В этой статье мы раскроем последовательность разработки бизнес плана и подробно остановимся на этапах составления документа.
Бизнес план — это бесценный путеводитель для запуска и развития бизнеса.
Необходимо понимать, что бизнес план — это не простая формальность, которая потребуется для получения финансирования от инвесторов и кредиторов. Впоследствии этот документ станет пошаговым руководством, который позволит рассчитать свои силы на всех этапах, грамотно проанализировать рынок, определить целевую аудиторию и просчитать точку безубыточности.
Содержание
- 1 С чего начинать?
- 2 Структура бизнес плана: основные элементы
- 3
Семь ключевых разделов бизнес-плана
- 3.1 Резюме
- 3.2 Бизнес обзор
- 3.3 Анализ рынка
- 3.4 Обзор отрасли и описание продукта
- 3.5 Маркетинговая стратегия
- 3.6 Организационный план
- 3.7 Финансовый план
- 4 Советы при написании бизнес-плана
- 5 Самые распространенные ошибки при разработке бизнес плана
С чего начинать?
Для того чтобы обосновать свою бизнес идею на бумаге, необходимо обдумать и исследовать множество факторов, которые необходимы, чтобы убедиться, что ваш бизнес станет успешным.
Бизнес план поможет определить потенциальные слабые стороны, возможности и угрозы. Анализ этих данных поможет сделать обоснованные решения о вашем предприятии, прежде чем начинать юридическую регистрацию и финансовые траты.
Эксперты выделяют несколько видов бизнес планов, которые разрабатываются в зависимости от формата проекта и сферы деятельности.
Это может быть:
- организационный;
- технический;
- инвестиционный;
- социальный;
- экономический;
- смешанный бизнес план.
Независимо от сферы деятельности компании и формата бизнес идеи, план имеет свои стандарты, на которые нужно опираться.
- Обоснование экономической целесообразности.
- Анализ экономической среды.
- Финансовые результаты (объем продаж, выручка и прибыль).
- Источники финансирования.
- График исполнения задач.
- Привлечение персонала.
- Экономические показатели, позволяющие контролировать промежуточные результаты.
Структура бизнес плана: основные элементы
Давайте выделим самые основные разделы, которые должны присутствовать в этом документе:
- Резюме.
- Общие положения.
- Анализ рынка.
- Описание продукта.
- Маркетинговый и стратегический план.
- Издержки.
- Производственный план.
- Финансовый план.
- Организационный план.
Изучая документ, инвесторы обратят внимание на следующие пункты:
- анализ рынка;
- планируемый объем реализации товара, его ассортимент;
- описание упаковки продукта;
- ценовая политика;
- система закупок и сбыта;
- рекламная стратегия;
- контроль за осуществлением маркетинговой стратегии.
Семь ключевых разделов бизнес-плана
Резюме
Объем резюме должен быть 1-2 страницы, обеспечивая краткий обзор бизнес концепции.
Здесь отражаются ключевые задачи бизнеса, структура собственности, управление командой, тип продукта или услуги, целевой рынок(ы), конкурентные преимущества, маркетинговая стратегия, финансовые прогнозы.
Несмотря на то, что данный раздел идет первым в документе, составляется он в самую последнюю очередь, после того как вы написали остальную часть плана.
Бизнес обзор
Здесь отражается миссия и цели проекта.
В данной главе нужно указать информацию об авторе бизнес идеи, о компании, ответственной за его реализацию (наименование, юридический адрес, доля в уставном капитале), партнеры.
В данной главе отражаются принципы организационного стратегического управления компанией.
Организационная часть должна в обязательном порядке содержать такие данные:
- наименование организационно-правовой формы (ИП, ОАО, товарищество и другие);
- система управления, структура руководства, взаимосвязь подразделений;
- учредители, их описание и данные;
- руководящий состав;
- взаимодействие с персоналом;
- снабжение системы управления необходимыми материально-техническими ресурсами; местонахождение компании.
Анализ рынка
Здесь подробно изучаются характеристики продукта, конкурентные преимущества и недостатки. Определяется емкость рынка, востребованность в данной услуге или товаре.
В этом разделе также целесообразно определить целевую аудиторию, на которую следует рассчитывать, продвигая услуги.
Обзор отрасли и описание продукта
В обзоре отрасли необходимо продемонстрировать жизнеспособность бизнеса, проанализировать размер и роста отрасли. Здесь важно определить ключевой рынок сбыта в рамках вашей отрасли.
В этой главе предприниматель подробно описывает продукт, его технические особенности, возможности применения продукции (услуги), степень актуальности и новизны данного предложения.
Данная глава показывает уровень готовности выхода данного продукта (услуги) на рынок.
Маркетинговая стратегия
Здесь описываются целевые сегменты рынка, конкурентов, как вы будете дифференцировать ваши продукты или услуги.
Еще на начальном этапе, который предшествует запуску проекта, важно определить пути продвижения услуги.
В этой главе целесообразно отразить следующие аспекты:
- каналы сбыта;
- формирование цены;
- методы стимулирования продаж;
- создание имиджа.
Следует уделить особое внимание ценообразованию, которое является одним из ключевых факторов успеха бизнес идеи.
Учитывайте следующие моменты:
- цена товара должна быть выше его себестоимости;
- рынок должен сам определять цену;
- именно цена будет определять максимальный размер прибыли.
Многие начинающие бизнесмены допускают ошибку, полагая, что именно дешевая цена станет стимулом успешного развития бизнеса. Вместе с тем, есть определенные формулы, которые позволяют высчитать оптимальную цену, которая бы демонстрировала идеальный баланс стоимости товара к его качеству.
При просчете ценообразования услуги или товара, важно понимать, что должно быть заложено в себестоимость товара:
- транспортные услуги;
- налоги;
- коммунальные услуги;
- заработная плата;
- сырье;
- аренда и т.д.
Организационный план
Собственно это уже раздел показывает, в каком направлении нужно начинать действовать.
Здесь описывается форма собственности, документы, необходимые для регистрации бизнеса.
Глава отвечает на такие вопросы, как поиск помещения, персонала, закупка сырья и оборудования.
Финансовый план
Некоторые считают, что это самая важная часть плана. Зачастую под эту часть документа отводится до 80% времени для написания этого раздела.
Как правило, финансовые прогнозы составляются на три года, включая отчеты о прибыли и убытках, денежном балансе, просчета и ежемесячных денежных потоков.
Советы при написании бизнес-плана
При написании бизнес-плана и, прежде чем начать использовать его, необходимо учитывать следующие моменты:
- Исследуйте и анализируйте. Вам придется принять немало решений о вашем бизнесе, включая структуры, стратегии маркетинга и финансов, прежде чем вы можете завершить свой план. Имея правильную информацию, вы будете точны в своих финансовых прогнозах и анализе.
- Не пытайтесь завершить свой бизнес-план от начала до конца. Сначала решите, какие разделы имеют отношение к вашему бизнесу, и выделите разделы, которые не применяются. Вы всегда можете вернуться к другим разделам позже.
Подробный анализ среды и рынка
- Фактические и ожидаемые показатели могут отличаться. Ставьте краткосрочные и долгосрочные цели. Это позволит контролировать выполнение реализации проекта и своевременно вносить коррективы.
- Будьте лаконичными при написании плана. Особенно это касается проектов, которые будут читать инвесторы.
- Не обманывайте сами себя. Если вы понимаете, что без инвестиций со стороны вам не обойтись для запуска бизнеса, то эксперты рекомендуют составить два документа: для внутреннего и внешнего пользования. Это позволит выгодно продемонстрировать сильные стороны проекта в глазах инвесторов и деловых партнеров. А документ для внутреннего пользования будет четко отражать все угрозы и слабые стороны бизнес идеи.
- Не забывайте про вспомогательную документацию. Это список всех ваших вложений по данному разделу в план по направлениям: схемы, графики, таблицы.
Бизнес план — это первый шаг на пути к успешному бизнесу
Самые распространенные ошибки при разработке бизнес плана
- Упор делается на потенциал производства.
- Слабая экономическая проработка документа. Это грозит тем, что не учитываются внешние и внутренние угрозы бизнеса.
- Отсутствие подробного анализа рынка. Это приводит к тому, что при выходе на рынок, продукт или услуга не может конкурировать с аналогичным предложением по цене или качеству.
- Четко не проработана система сбыта. Этому этапу предприниматели часто начинают уделять внимание уже после запуска проекта, что приводит к финансовым потерям.
- Невнимание в вопросам собственности.
Демонстрация бизнес плана
- Неправильно выбранная форма правовой собственности, коды Госстата, налогообложения.
- Отсутствие просчета соразмерности трудовых и производственных ресурсов к поставленным целям.
- Отсутствие гарантий возврата займа инвесторам или кредиторам .
- Плохо продемонстрирована привлекательность и актуальность проекта для привлечения инвесторов.
- Плохо проработаны организационные вопросы по реализации проекта.
Как видите, правильно составленный бизнес план — это основа и залог любой успешной предпринимательской деятельности. Ошибочно полагать, что оформления данного документа — пустая потеря времени.
Это своеобразная визитная карточка вашего проекта на встречах с инвесторами и потенциальными деловыми партнерами.