Основные тенденции современной ландшафтной культуры
Развитие садово-паркового искусства в конце двадцатого — начале двадцать первого столетия имеет целый ряд основных тенденций. Из них особо выделяются:
— дополнение природных элементов в искусственный ландшафт — это развитие парков на оврагах, карьерах (на облагораживаемых территориях), применение геопластики для искусственного формирования рельефа;
— развитие инженерных и транспортных коммуникаций в городской и природной среде — создание мостов, каналов, многочисленных дорожных развязок;
— озеленение территорий специального назначения — создание аквапарков, выставочных, мемориальных и спортивных комплексов;
— разработка тематических и однофункциональных парков и садов;
— натуроцентризм или введение в садово-парковое искусство практического размещения зелени на крышах сооружений или в интерьерах искусственных пространств, то есть при городском дефиците земли садами озеленяются крыши, а озеленение под крышами проводится из-за климатических условий;
— сохранение естественности паркового ладндшафта или проведение экологизации садово-паркового искусства — оформление «уголков естественной природы» в слишком урбанизированных городах;
— «эстетизм» или экономия ландшафта — максимальное освобождение ландшафта от застройки путем размещения сооружений под землей. При этом газоны и цветы закрывают почти всё помещение, оставляя лишь его часть, требующую солнечного света. Чаще всего он попадает туда через световые дворики или специальные заглубления, со стороны невидимые. Урбанизированный фон может быть отгорожен густыми зарослями, расположенными по садовому периметру.
— создание мини-парков или садов, располагающихся в крупных архитектурных комплексах и неразрывно связующих собою природу и людскую культуру, примером этому могут служить красивые вазоны из бетона (Краснодар), с растущими в них благоухающими яркими цветами или просто роскошной зеленью;
— расширение таких стилевых направлений, как авангардизм, супрематизм, инновационность и другие — ведение интенсивных поисков художественно-архитектурной выразительности в создании парковых ландшафтов. Некоторыми архитекторами черпается вдохновение из прошлого искусства создания садов и парков, другими же используются неожиданные экспериментальные пути;
— применение традиционных и современных материалов: текстиля, бетона, цветного стекла и т.д. в новых художественных и композиционных решениях. Бетонные скамьи и лавки отлично выполняют свою роль в таких композициях;
— взаимодействие европейских, американских и восточных стилей и методов — примером этого могут быть популярные в Европе территории японских садиков, служащих для созерцания и медитации. Модными стали сады, устроенные по принципу Фэн Шуй. Восток же расширяет европейские и американские композиционные приемы садово-паркового устройства;
— разработка новотиповых объектов садово-паркового искусства — бизнес-парков и садов на производственных предприятиях, то есть весь имеющийся участок превращается в сплошной парковый ландшафт или получает природный облик с озеленением мест между строениями, на крышах, стенах, на автостоянках и дорогах, озеленяются даже инженерные коммуникации, не говоря уже о местах короткого отдыха;
— возвращение прошлых традиций в благоустройстве патио — внутренних двориков, создании «зеленых крыш», в использовании эфемерид и топиарного искусства в устройстве садов и парков. Сюда включается озеленение внутренних дворов, использование стриженных форм на любой величины площадях, актуальных в зимнее время садовых эфемерид;
— использование сочетания несочетаемого, эффекта отражения и рамки, расчета на удивление, то есть теории «аттракциона», которая усиливает восприятие зрелищных искусств, праздничных, фестивальных и конкурсных программ, шоу-бизнеса, рекламы и тому подобного. Тротуарная плитка из бетона также прекрасно справляется со своими прямыми обязанностями, сочетаясь полностью с окружением. Здесь уместно использование резкого противопоставления различных материалов, объектов и поверхностей с яркой окраской, повышающих интерес к окружающему, возможно применение различной символики и ландшафтной «анимации», отражения от стен зданий и прочих сооружений.
— дополнение природных элементов в искусственный ландшафт — это развитие парков на оврагах, карьерах (на облагораживаемых территориях), применение геопластики для искусственного формирования рельефа;
— развитие инженерных и транспортных коммуникаций в городской и природной среде — создание мостов, каналов, многочисленных дорожных развязок;
— озеленение территорий специального назначения — создание аквапарков, выставочных, мемориальных и спортивных комплексов;
— разработка тематических и однофункциональных парков и садов;
— натуроцентризм или введение в садово-парковое искусство практического размещения зелени на крышах сооружений или в интерьерах искусственных пространств, то есть при городском дефиците земли садами озеленяются крыши, а озеленение под крышами проводится из-за климатических условий;
— сохранение естественности паркового ладндшафта или проведение экологизации садово-паркового искусства — оформление «уголков естественной природы» в слишком урбанизированных городах;
— «эстетизм» или экономия ландшафта — максимальное освобождение ландшафта от застройки путем размещения сооружений под землей. При этом газоны и цветы закрывают почти всё помещение, оставляя лишь его часть, требующую солнечного света. Чаще всего он попадает туда через световые дворики или специальные заглубления, со стороны невидимые. Урбанизированный фон может быть отгорожен густыми зарослями, расположенными по садовому периметру.
— создание мини-парков или садов, располагающихся в крупных архитектурных комплексах и неразрывно связующих собою природу и людскую культуру, примером этому могут служить красивые вазоны из бетона (Краснодар), с растущими в них благоухающими яркими цветами или просто роскошной зеленью;
— расширение таких стилевых направлений, как авангардизм, супрематизм, инновационность и другие — ведение интенсивных поисков художественно-архитектурной выразительности в создании парковых ландшафтов. Некоторыми архитекторами черпается вдохновение из прошлого искусства создания садов и парков, другими же используются неожиданные экспериментальные пути;
— применение традиционных и современных материалов: текстиля, бетона, цветного стекла и т.д. в новых художественных и композиционных решениях. Бетонные скамьи и лавки отлично выполняют свою роль в таких композициях;
— взаимодействие европейских, американских и восточных стилей и методов — примером этого могут быть популярные в Европе территории японских садиков, служащих для созерцания и медитации. Модными стали сады, устроенные по принципу Фэн Шуй. Восток же расширяет европейские и американские композиционные приемы садово-паркового устройства;
— разработка новотиповых объектов садово-паркового искусства — бизнес-парков и садов на производственных предприятиях, то есть весь имеющийся участок превращается в сплошной парковый ландшафт или получает природный облик с озеленением мест между строениями, на крышах, стенах, на автостоянках и дорогах, озеленяются даже инженерные коммуникации, не говоря уже о местах короткого отдыха;
— возвращение прошлых традиций в благоустройстве патио — внутренних двориков, создании «зеленых крыш», в использовании эфемерид и топиарного искусства в устройстве садов и парков. Сюда включается озеленение внутренних дворов, использование стриженных форм на любой величины площадях, актуальных в зимнее время садовых эфемерид;
— использование сочетания несочетаемого, эффекта отражения и рамки, расчета на удивление, то есть теории «аттракциона», которая усиливает восприятие зрелищных искусств, праздничных, фестивальных и конкурсных программ, шоу-бизнеса, рекламы и тому подобного. Тротуарная плитка из бетона также прекрасно справляется со своими прямыми обязанностями, сочетаясь полностью с окружением. Здесь уместно использование резкого противопоставления различных материалов, объектов и поверхностей с яркой окраской, повышающих интерес к окружающему, возможно применение различной символики и ландшафтной «анимации», отражения от стен зданий и прочих сооружений.