Отток пользователей с WhatsApp наносит удар по имиджу Facebook
Компания Facebook получила очередной скандал, когда попыталась навязать пользователям чата WhatsApp новые правила конфиденциальности данных. Хотя целью Facebook были лишь данные об общении пользователей WhatsApp с коммерческими фирмами, а не личное общение, чат резко покинуло огромное число пользователей.
Компания Facebook (FB) в 2021 году подверглась новым испытаниям, помимо текущих антимонопольных расследований властями США и Европы относительно ее приобретений Instagram и WhatsApp.
Первой проблемой стало задействование платформ Facebook сторонниками Дональда Трампа, участвовавшими в штурме Капитолия, который завершился гибелью пяти людей. Facebook и Twitter (TWTR) заблокировали аккаунт президента США, вызвав серьезные разногласия в обществе.
Другой кризис произошел в чате WhatsApp, когда после объявления о новых правилах конфиденциальности данных последовал резкий отток его пользователей на другие платформы.
В начале января пользователи WhatsApp получили оповещение о новых правилах, за принятием которых следует согласие на передачу Facebook некоторых личных данных, таких как номер телефона и местоположение. В случае отказа принять условия до 8 февраля, аккаунт таких пользователей блокируется.
По словам WhatsApp, новые правила были неверно истолкованы, поскольку касались исключительно данных об общении пользователей с коммерческими фирмами и не затрагивали личных разговоров, которые по-прежнему будут иметь сквозное шифрование.
В итоге, WhatsApp пришлось отказаться от нововведений на прошлой неделе, установив новую дату запуска бизнес-инструментов — 15 мая.
Акции Facebook, увеличившиеся на 13,3% за последние 12 месяцев, с начала 2021 года снизились на 9,3%.
Согласно аналитическим фирмам, WhatsApp потерял значительную часть аудитории в пользу таких конкурирующий приложений как Signal и Telegram.
Часто используемое в журналистских кругах приложение Signal стало самым загружаемым бесплатным приложением на устройствах Apple и Android. За неделю с 4 января число загрузок приложения Signal достигло 8,8 миллиона — рост почти на 4000% по сравнению с неделей ранее.
На прошлой неделе в попытке остановить отток пользователей WhatsApp в Индии — крупнейшем рынке по числу активных ежемесячных пользователей (более 450 миллионов) компания разместила полностраничные статьи в нескольких газетах Индии с заголовком “WhatsApp уважает и защищает вашу конфиденциальность”.
Проблемы Facebook с монетизацией WhatsApp
Причиной возникшей проблемы была недостаточная монетизация чата WhatsApp и предыдущие проблемы с конфиденциальностью Facebook. Компания Facebook пыталась увеличить доходы WhatsApp с 2014 года, когда приобрела это приложение за $19 млрд.
Количество пользователей WhatsApp в 2020 году составляло около 1,5 миллиарда и компания изменила план монетизации приложения с простой интеграции рекламы на использование его как инструмент для связи между предприятиями и потребителями.
Выпущенное приложение WhatsApp Business получило около 5 миллионов активных пользователей среди предприятий и функцию “Каталог”, которая позволяет пользователям легко искать и находить товары у продавцов.
Компания Facebook видела в WhatsApp Business большой потенциал через подключение большой аудитории предприятий, которые уже пользуются другими ее приложениями Facebook и Instagram — по оценкам компании, это около 140 миллионов компаний.
В июне 2020 Facebook попытался запустить сервис оплаты Pay в WhatsApp на рынке Бразилии, но инициатива была остановлена регулятором.
Хотя доля доходов WhatsApp в общих заработках Facebook относительно невелика, большим ущербом является удар по имиджу крупнейшей мировой социальной сети.
Семейство приложений Facebook насчитывает около 3 миллиардов пользователей, однако по сообщениям СМИ, среди пользователей растет число тех, кто беспокоится о защите своих данных и тех, кто не доверяет Facebook или считают, что компания недобросовестно использует их данные, или является соучастником таких вещей, как разжигание ненависти и антидемократические движения.
Хотя эти тенденции могут иметь незначительное влияние на акции Facebook, инвесторы должны следить за ними, поскольку такое восприятие пользователей является одним из самых больших рисков для будущего компании.