Поддержка малого бизнеса в сша
Государственная система сша развития и поддержки малого предпринимательства
Учитывая опыт прежних лет, и придавая большое значение вопросам развития МСП, функции ранее действовавших в этой области организаций были переданы специально созданному в 1953 г. агентству «Администрация Малого Бизнеса» (Small Business Administration — SBA) при Федеральном Правительстве США. В этом же году был издан «Закон о малом бизнесе», который явился правовой основой дальнейшего успешного развития МСП в стране. В соответствии с этим законом SBA должно консультировать, поддерживать и защищать интересы малого бизнеса, обеспечивая справедливость в распределении государственных заказов, закупок и финансовых ресурсов. Следует принять во внимание, что по законодательству США, к категории малых относятся предприятия с числом работающих до 500 чел., а для отдельных видов деятельности такой предел повышен до 1500 работающих, кроме того в некоторых сферах деятельности существуют ограничения только по объему ежегодных финансовых операций. Учитывая столь широкий диапазон размеров малых предприятий в США, который практически охватывает и категорию средних (500 — 999 работающих) и крупных предприятий (1000 и более занятых) предлагается в дальнейшем относить все эти предприятия к сектору малого и среднего предпринимательства (далее МСП).
США сумели успешнее других стран осуществить в 80-90-е годы кардинальный переход на рельсы постиндустриальной экономики, создав современные, высокотехнологичные отрасли производства с акцентом на международное разделение труда. При этом высокотехнологичные переделы сохраняются за США, а массовое индустриальное производство передается другим странам со сравнительно низкой стоимостью труда. С 1980 г., в ходе реструктуризации американской экономики, было сокращено примерно 48 млн. рабочих мест, ликвидированных в неконкурентоспособных производствах. Однако в те же годы были созданы новые предприятия, которые предоставили 73 млн. рабочих мест в высокотехнологичных производствах.
В настоящее время около 55% всех занятых в стране работают на местах, созданных в секторе малого предпринимательства (*1). Роль главного генератора новых рабочих мест в США сыграл малый бизнес, так в 80-е годы возникло 1,5 млн. малых фирм, а в 90-е годы еще больше — 1,8 млн. Уменьшение средних размеров предприятий стало одним из направлений перестройки американской экономики. Это свидетельствует о том, что одной из основных движущих сил экономики США в период структурных изменений, связанных с глобализацией экономических процессов, явился сектор малого предпринимательства. Именно малые предприятия дали более 55% всех инноваций в стране, что в 2 раза превышало отдачу на каждого занятого в крупных предприятиях страны. Таким образом малый бизнес играет весьма важную стабилизирующую роль даже в такой мощной стране как США.
*1 The Facts about Small Business 1999.
-
Обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам;
-
Предоставление информационных, образовательных и консультационных услуг;
-
Обеспечение доступа к выполнению госзаказов;
-
Оказание помощи МСП при бедствиях, авариях и катастрофах.
*1 «Small Business Act» (PL 85-536), § 4.
Определена как всесторонняя поддержка МП и свобода предпринимательства, справедливая конкуренция, развитие частной инициативы для проявления всех потенциальных возможностей личности, как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие сектора МП — Администрация Малого Бизнеса (АМБ), созданная в 1953 г., подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру АМБ входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это дает возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния МСП, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития МСП.
Государственная стратегия развития МП
-
увеличение экспортных возможностей;
-
оказание помощи в трансферте технологий;
-
увеличение способности к эффективной конкуренции с импортом;
-
улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров и услуг;
-
распространение информации о различных государственных, региональных и частных программах, направленных на повышение конкурентоспособности МП;
-
обеспечение учета и представления интересов МП на всех торговых переговорах.
Успешное развитие малого предпринимательства в развитых зарубежных странах стало возможным при осуществлении активной государственной политики и стратегии в области поддержки и развития субъектов малого предпринимательства. Важную роль в решении этой задачи занимает нормативно-правовое регулирование предпринимательства, финансово-кредитная поддержка малых предприятий, разработка и осуществление государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства, формирование действенной системы органов государственно-общественной поддержки и развития малого предпринимательства и осуществление других мер поддержки и развития малого предпринимательства, в частности формирование разветвленной инфраструктуры. Ниже в краткой форме излагается опыт отдельных зарубежных стран.
В США поддержкой малых предприятий занимаются: 330 бизнес-инкубаторов и технопарков, которые расположены во всех крупных городах, промышленных и научных центрах; 2800 региональных и местных торговых палат, 90 торговых палат за рубежом; 24 отделения экспортно-импортного банка США, которые ежегодно представляют малым предприятиям свыше 1 млрд. долл. экспортных кредитов; 1100 центров развития малых предприятий; 500 колледжей малого бизнеса.
Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в США составляют:
• уполномоченные кредитно-финансовые организации (7000 уполномоченных частных банков и 446 инвестиционных компаний);
• 330 бизнес-инкубаторов и технопарков, расположенных во всех штатах, крупных городах, промышленных и научных центрах;
• 85 информационных центров (оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг);