Подходы к составлению бизнес плана
4.2. Порядок разработки и содержание бизнес-плана организации
Критерием качества плана является его способность обеспечить наиболее эффективное функционирование организации в течение планового периода. В наибольшей мере этому требованию соответствуют комплексные планы, основанные на принципах системного подхода. В краткосрочной или среднесрочной перспективе таким планом является бизнес-план.
? ориентации коммерческой деятельности организации на избранные сегменты рынка с учетом их специализации и региональной специфики рынка;
? целевой ориентации на повышение деловой и корпоративной культуры руководителей и сотрудников организации;
? подробного описания спектра всех основных хозяйственных операций;
В бизнес-плане должна быть представлена объективная оценка позиций организаций в рыночной среде, в том числе характеристика влияния уровня и динамики показателей, определяющих рыночную среду, на основные направления коммерческой деятельности организации, включая ее продуктовую ориентацию и перспективы развития деловой активности.
Основными целями разработки бизнес-плана являются:
? получение кредитов;
? оценка степени реальности целей предприятия;
? создание мотивации для персонала предприятия путем информирования о возможности достижения новых целей;
Разработка бизнес-плана представляет комплекс процедур, которые можно расположить в определенной хронологической последовательности. Не существует единой общепринятой модели, определяющей технику составления бизнес-плана. В наиболее общем виде порядок работ по его созданию можно представить в виде следующих основных этапов:
2) исследование возможных рынков сбыта;
4) разработка организационного плана;
6) разработка бизнес-плана, т. е. комплексного плана развития предприятия с выделением частных планов, таких как план производства, план маркетинга, финансовый план и др.
? титульный лист;
? организационный план;
? план маркетинга;
? план производства;
? хозяйственные риски.
«Титульный лист» должен содержать следующую информацию: название и адрес фирмы, информацию об учредителях, название плана, дату составления плана, информацию о степени секретности данных и др.
а) определение целей и задач плана;
в) характеристика направлений деятельности;
д) стоимость проекта и источники финансирования;
В разделе «Организационный план» содержится общая информация о статусе предприятия: форма собственности, организация руководства, распределение полномочий и ответственности, тип организационной структуры фирмы, основные пайщики или основные акционеры организации, количество и класс акций, их процентное соотношение в общей величине акционерного капитала, сколько акций и какого класса всего было выпущено и предполагается еще выпустить. В разделе должна быть информация о порядке голосования, о процедуре выплаты дивидендов.
В разделе необходимо охарактеризовать заключаемые организацией контракты, способы выплат вознаграждения менеджерам, применяемые формы участия работников в акционерном капитале фирмы. Необходимо дать характеристику организационной структуры фирмы, способов взаимодействия подразделений друг с другом, организацию информационных потоков на предприятии.
В разделе «Анализ рынка» дается детальная и разносторонняя характеристика будущих рынков сбыта. Общая характеристика рынка должна включать оценку его потенциальной емкости и информацию о факторах, определяющих ее. Необходимо также представить информацию о планируемой сумме продаж на рынке и ее доле в общей емкости рынка. При планировании выхода на несколько рынков анализ проводится по каждому из них и дается сравнительная оценка эффективности работы на каждом рынке. На основе анализа целевых рынков составляется план маркетинга.
? определении схемы распространения товара, характеристике форм и методов внедрения товаров на рынок;
? рекламной деятельности, с учетом запросов конечных потребителей;
? программе послепродажного обслуживания.
а) виды товаров (услуг), имеющих платежеспособный спрос;
в) потенциальные конкуренты;
д) мероприятия по завоеванию ниши на рынке товаров (услуг);
ж) исследование потенциальных возможностей и угроз.
В разделе «Продукты и услуги» содержится также оценка изменений уровня спроса на товар с учетом перспектив развития его жизненного цикла. Если предполагается модифицировать товар, то дается конкретное описание данного товара в будущем. Важной характеристикой является определение степени уникальности товара по сравнению с товарами (услугами) конкурентов, обоснование его конкурентных преимуществ. Информация об уровне защиты товара включает сведения о наличии патента, авторских прав, зарегистрированной торговой марки, товарного знака. Если потребление товара носит специфический характер, например сезонный характер, или товар адресован узкому контингенту потребителей, то такая информация также включается в бизнес-план.
В этом разделе должны быть указаны основные поставщики организации, их имена и адреса. Очень важно определить критические факторы — «узкие места», связанные с внутренними факторами, действиями поставщиков и др.
В разделе дается описание действующей системы контроля качества производственных операций и конечного продукта. В плане содержатся характеристики численности и состава рабочей силы, необходимой для осуществления производства в настоящее время и в планируемом периоде.
Анализ чувствительности осуществляется с целью изучения эффективности инвестиций за счет следующих факторов: затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.
Оценки рисков должны быть конкретными, поэтому необходимо использовать математический аппарат и экспертные оценки специалистов. Ценность данного раздела состоит в том, что его материалы должны убедить инвестора в надежности организации.
В ходе составления и исполнения бизнес-плана существенную роль играет система контроллинга, дающая информацию для корректировки бизнес-плана, что позволяет определять наиболее эффективные пути и способы реализации плана.