Предприятия относящиеся к среднему бизнесу
Правительство России представило финансовые критерии, по которым небольшие предприятия в стране можно будет отнести к «малому», «среднему» или «микробизнесу». Новая градация этого сектора, узаконенная с начала 2008 года, весьма близка к существующей в странах Европы. Но обе значительно отличаются от американской.
Еще год назад к малому бизнесу в России относили предприятия, на которых работали до 100 человек, а годовой оборот не превышал 15 миллионов рублей. Интересно, что категории «среднего бизнеса» в соответствующем законодательстве просто не существовало.
Новый закон, принятый в России в прошлом году, определяет и малый, и средний бизнес прежде всего по количеству занятых. Так, с 1 января 2008 года коммерческие организации, в которых работают не более 15 человек, относятся к «микропредприятиям». К «малым» предприятиям отнесены те, в которых заняты от 16 до 100 человек. «Средними» же считаются коммерческие предприятия, на которых работают от 100 до 250 человек.
Закон предусматривает, что финансовые критерии малого и среднего бизнеса — в целях различного налогообложения, в первую очередь, — определяются правительством и пересматриваются каждые пять лет.
И теперь такие финансовые критерии для предприятий малого и среднего бизнеса определены. Если годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей (по текущему курсу — 2,5 миллиона долларов), то это — «микропредприятие». Если выручка составляет от 60 до 400 миллионов рублей (17 миллионов долларов), предприятие будет считаться «малым». Наконец, к категории «средний бизнес» будут относиться предприятия с объемом годовой выручки от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей (43 миллиона долларов). Соответственно, все, что больше, относится к категории «крупного» бизнеса.
По словам разработчиков российского закона о малом и среднем бизнесе, новая градация в России весьма близка к тем, которые существуют в европейских странах.
Например, в Германии сегодня насчитывается почти 3,5 миллиона предприятий, почти 80% которых относятся именно к категориям малого и среднего бизнеса, говорит представитель Федерального союза предпринимателей Германии Куни-Людвиг Бот:
«В Германии критерием отнесения предприятий к той или иной категории является количество сотрудников. Самые маленькие из предприятий малого бизнеса, где заняты от 1 до 9 человек, относятся к категории „мелких“. Если работников от 10 до 19, то такое предприятие относят к „малым“. И, наконец, если на предприятии работают от 20 до 249 человек, то оно — в сегменте малого бизнеса — относится к категории „средних“. Так вот, больше всего в Германии предприятий, относящихся к категории „малых“, где работают от 10 до 19 человек. А более крупные предприятия, где заняты от 200 до 500 человек, принято относить к обычным „средним“, о которых так любят говорить политики». Тем не менее, некоторые финансовые параметры малого и среднего бизнеса в стране существуют. Например, самые малые предприятия — до 9 человек — характеризуются в Германии ежегодным оборотом до 1 миллиона евро. То есть примерно 1,5 миллиона долларов. В России, для сравнения, такой бизнес может иметь годовой оборот до 2,5 миллиона долларов.
А средний бизнес в Германии (до 250 работников) может иметь оборот до 50 миллионов евро, то есть 78 миллионов долларов. В России этот лимит, в отличие от первого (для микробизнеса), почти вдвое жестче — до 43 миллионов долларов. В целом же на долю именно малых предприятий в Германии приходится почти треть всей экономики, говорит Куни-Людвиг Бот:
«Доля именно „малых“ предприятий, то есть тех, где от 10 до 19 сотрудников, в общем объеме ВВП Германии составляет примерно 30%. Но еще более важно, на мой взгляд, то, что на предприятиях именно на таких, „малых“ предприятиях занято около 70% вообще всех работающих в стране. То есть отнюдь не гигантские концерны являются в Германии главными работодателями, а именно мелкий и малый бизнес! В среднем по Западной Европе, кстати, эта доля составляет 78-80%. И что тоже немаловажно — почти 80% всех тех, кто сегодня проходит в Германии профессиональное обучение, приходится на долю молодых людей, работающих именно на малых предприятиях!».
В самой крупной экономике мира — американской — доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет 40-45%. Всего компаний малого бизнеса в США — почти 25 миллионов. Из них лишь 100 тысяч имеют штат, превышающий 100 человек. Во всех остальных — работников значительно меньше. Более того, примерно 18 миллионов компаний из 25-ти являют собой индивидуальный бизнес, то есть предприятие, состоящее из одного человека.
Но к малым в Соединенным Штатах относят и те предприятия, которые и в Европе, и в России считались бы уже крупным бизнесом, даже не средним. Рассказывает сотрудник Национальной администрации малого бизнеса США Роб Юнич:
«Речь идет о предприятия, в которых занято не более 500 наемных работников. Подавляющее число предприятий малого бизнеса имеет значительно меньше пятисот сотрудников. Что касается оборота или доходов, то это не имеет значения. Если на вашем предприятии менее 500 работников оно квалифицируется как малый бизнес».
В России, по оценкам правительства, доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экономики составляет примерно 15-17%. Пять лет назад она не превышала 12%.