Расчет затрат на бизнес
Процессно-ориентированным способом калькуляции себестоимости является калькуляция затрат по видам деятельности, которая основана на представлении модели предприятия в виде преобразования исходных ресурсов (затрат) при помощи бизнес-процессов в продукты и услуги, которые реализуются потребителям.
В статье будет изложен подход к ценообразованию с точки зрения бизнес-процессов. Как известно, перед тем как попасть в руки к покупателю, товар проходит несколько стадий, начиная от процесса производства до сбыта. Маркетинг является неотъемлемой частью этой цепочки. Проблема учета затрат на маркетинг в себестоимости конечного продукта может быть решена с помощью применения метода, описанного ниже.
Ярким примером в данном случае может выступить процесс производства ДСП и ЛДСП. Расходы, которые должны быть учтены в формировании стоимости конечного продукта: зарплата, амортизация, сырье (пленка), аренда. Также необходимо учесть затраты на бизнес-процессы, которые необходимы для выпуска конечной продукции, а именно: планирование и производство ДСП и ЛДСП, отгрузка на склад готовой продукции.
Определение доли косвенных затрат в себестоимости продукции
Таким образом, себестоимость продукции может быть определена как сумма прямых затрат [1] (использованное сырье и материалы, фонд оплаты труда производственных рабочих) и косвенных затрат [2] (амортизация основных средств, фонд оплаты труда непроизводственного персонала, топливо и энергия, прочие расходы на производство и реализацию).
Определение доли прямых затрат в себестоимости продукции не представляет особой сложности в связи со спецификой данных затрат. Определение доли косвенных затрат в себестоимости не может быть произведено в явном виде. Одним из способов расчета их доли является метод Activity Based Costing (АВС), включающий в себя следующие основные этапы:
1) определение продуктов деятельности (объектов переноса затрат);
2) определение перечня видов деятельности (операций бизнес-процессов), осуществляемых предприятием;
3) формирование перечня ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых), потребляемых в процессе осуществления видов деятельности;
4) установление причинно-следственных связей между видами деятельности и ресурсами, а затем между объектами затрат (продуктами) и видами деятельности;
5) определение перечня драйверов и количественная оценка переноса затрат ресурсов (через их потребление видами деятельности) на продукты.
Следует отметить, что под драйвером отнесения вида деятельности на объект затрат понимается показатель, характеризующий частоту и интенсивность поглощения данного вида деятельности различными объектами затрат. При этом затраты на вид деятельности рассчитываются путем суммирования стоимости ресурсов, потребленных в процессе его осуществления. Таким образом, драйвер затрат — это показатель, характеризующий причинно-следственную связь между затратами и объектом калькуляции.
Можно выделить наиболее часто используемые группы драйверов:
− в зависимости от частоты повторения деятельности (количественные);
− в зависимости от времени на выполнение деятельности (временные).
В общем случае модель функциональных бизнес-процессов предприятия (верхнего уровня функциональной декомпозиции) может быть представлена с помощью нотации IDEF0 в следующем виде (см. рис. 1).
Рис. 1. Модель функциональных бизнес-процессов предприятия
Перенос косвенных затрат на себестоимость продукции
В процессе АВС-калькуляции себестоимости продукции решаются две задачи анализа структуры затрат:а) определение себестоимости продукции в результате переноса затрат основных и вспомогательных бизнес-процессов (например, для упрощенной модели бизнес-процессов — см. рис. 2).
На приведенной схеме в вершинах графа указаны «ресурсные и инфраструктурные» стоимости операций, а на дугах указаны доли переноса затрат на другие бизнес-процессы и конечные продукты деятельности.
При этом последовательность переноса затрат задается отношениями предшествования:
− вспомогательные — на основные процессы;
− основные — на продукты деятельности.
В результате последовательного переноса формируется «операционная» себестоимость продуктов (например, для упрощенной модели бизнес-процессов — см. рис. 3).
Таким образом (для упрощенной модели бизнес-процессов), суммарная стоимость процессов (5+4+3+3+5=20) перенесена на продукты П1 (= 5.1) и П2 (= 14.9).
б) определение доли затрат процессов в структуре себестоимости продуктов: посредством умножения коэффициентов в цепочке переноса затрат процессов на продукт (например, для расчета доли переноса затрат управленческого процесса «У1» на продукт «П1»):
У1 → О1 → П1 = 2/5 * 2/3 = 0,27 (27%)
У1 → В1 → О1 → П1 = 1/5 * 1/4 * 2/3 = 0,03 (3%)
У1 → В1 → В2 → О1 → П1 = 1/5 * 1/4 * 1/3 * 2/3 = 0,01 (1%)
Таким образом, 31% (27+3+1) стоимости процесса У1 перенесен на продукт П1, аналогичным образом рассчитывается перенос 69% стоимости процесса У1 на продукт П2.
Методика применения описанного подхода к функциональным бизнес-процессам маркетинга и сбыта осуществляется следующим образом.
1. Описываются входы и выходы бизнес-процессов (см. табл. 1).
Таблица 1
2. Рассчитывается ресурсная (косвенная) себестоимость бизнес-процессов (см. табл. 2).