Решение проблем малого бизнеса в россии | Журнал о розничной торговле

Решение проблем малого бизнеса в россии

В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяются мероприятия для развития предпринимательства в отраслях промышленности.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Республика Татарстан, предпринимательство.

При современном положении дел в сложившийся ситуации в экономике России малое и среднее предпринимательство находится в затруднительном положении. В условиях введенных санкций и повышения курса мировых валют предпринимателям приходится искать новые пути развития для поддержания текущего уровня и дальнейшего повышения эффективности деятельности. В данной статье рассматриваются возможные пути решения возникших проблем на примере малого и среднего предпринимательства в экономике Республики Татарстан.

Основные задачи дальнейшего развития предпринимательства в реформируемой экономике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи развития предпринимательства вРеспублике Татарстан

В связи со сложившейся ситуацией в мировой и российской экономике существует необходимость предпринять особые меры по поддержке предпринимательства. В первую очередь, требуется обозначить пути решения наиболее острых проблем предпринимательства в Республике Татарстан:

‒ рассмотреть возможность предоставления коммерческими банками отсрочек для субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате части процентов, превышающей ключевую ставку Центрального Банка РФ, по ранее выданным кредитам;

‒ ограничить повышение цен со стороны предприятий-монополистов, выпускающих импортозамещающую продукцию для отечественной промышленности;

‒ субсидировать затраты на уплату процентов по банковским кредитам, ориентируясь на ключевую ставку, от которой зависит стоимость заемных ресурсов;

‒ субсидировать кредиты в иностранной валюте, затраты на подключение к сетям и уплату арендных платежей резидентами технопарковых структур.

‒ установление налоговых каникул и освобождение от проверок.

Рассмотрим возможные пути решения проблем предпринимательства в экономике на примере Республики Татарстан.

1. Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства (МСП).

По оценке Росстата, в 2015 году в неформальном секторе было занято свыше 19 % общей численности экономически активного населения.

Для снижения негативного влияния данного фактора целесообразным является активное участие региональных органов исполнительной власти и институтов поддержки МСП, ответственных за развитие предпринимательства, в оценке регулирующего воздействия нормативных актов в данной сфере на федеральном уровне.

2. Проблемы доступа к источникам финансирования деятельности.

В этих условиях финансовая поддержка МСП должны быть ориентирована на меры, способные дать мультипликативный эффект. Одновременно меры поддержки целесообразно скорректировать для обеспечения снижения стоимости финансовых ресурсов, сокращения сроков рассмотрения заявок и требований к заёмщику.

3. Сохранение высокого уровня административных барьеров.

Для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения условий для предпринимателей, важно сократить административные барьеры, которые препятствуют развитию предпринимательства в Республике. В частности, речь идет о сокращении сроков получения и количестве необходимого числа разрешений.

Меры для снижения негативного влияния высоких административных барьеров должны концентрироваться на сокращении неоправданных административных барьеров. На республиканском уровне необходимо обеспечить участие предприятий и органов исполнительной власти в актуализации технических норм и стандартов. Например, по использованию нефтехимической продукции в жилищном и дорожном строительстве.

4. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.

Для преодоления данного фактора целесообразно стимулировать эффективность государственных закупок, закупок субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием с обеспечением доступа к ним субъектов МСП. Другое направление — продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний и внешний рынки.

Продвижению продукции на внешние рынки способствует проведение точечных, целевых визитов делегаций для проработки конкретных предложений о сотрудничестве с партнёрами за рубежом и в регионах России, а также активизация работы представительств и торговых домов республики. При организации данных направлений Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан предполагает учитывать интересы производственных средних и малых предприятий.

Следует отметить, что в России в целом потенциал роста МСП в промышленности в значительной степени исчерпан. Следует ожидать опережающего роста лишь для отдельных сегментов отрасли (радиоэлектроника), связанного с расширением спроса со стороны государства в специфической продукции. Это незначительно повлияет на общий рост показателей промышленных предприятий сектора МСП. Предполагается очень незначительный рост данного сегмента в среднесрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе рост промышленности в общей структуре сектора МСП в России, в том числе и в Республике Татарстан, будет в значительной степени связан с эффективностью мер, направленных на:

‒ внедрение новых технологий;

‒ упрощение административных процедур;

‒ подготовку кадров различной квалификации.

В связи с изложенным, учитывая, что Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан не является уполномоченным органом исполнительной власти по реализации программ поддержки предпринимательства, целесообразно осуществлять развитие промышленного бизнеса в рамках текущей деятельности последующим направлениям (таблица 3.2).

Таблица 2

Направления развития предпринимательства вотраслях промышленности

На сегодняшний день с целью увеличения в Республике Татарстан удельного веса промышленного производства в обороте малого и среднего предпринимательства ведётся работа по оповещению и консультированию республиканских предприятий о возможности субсидирования части затрат за счет средств бюджета Российской Федерации в рамках ФЦП, реализуемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Подводя итог, хочется отметить, что решение проблем малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан возможно при содействии Правительства республики в рамках создания специализированных программ. В дополнение к этому необходимо взаимодействие с субъектами крупного предпринимательства, как в рамках одной отрасли, так и в смежных отраслях в виде проектов и специальных заказов.

Решение данных проблем имеет огромное значение для развития экономики Республики Татарстан в целом, а также способствует повышению благосостояния граждан и повышению социально-экономического уровня республики.