Ресторанный бизнес в казахстане
«Хлеба и зрелищ!» — даже сегодня кричит уже пресыщенный разнообразными питательно-развлекательными сферами рынок. Тем не менее, эти основные ипостаси современного бизнеса — продажа товаров и предоставления услуг — с давних пор являются залогом процветания тех, кто понимает потребности общества. Одним из очень популярных направлений предпринимательства, удачно сочетающих в себе и сферу питания и сферу развлечений, выступает ресторанный бизнес.
Каждый год рынок ресторанных услуг Казахстана увеличивается на 15%. На сегодняшний день в нашей стране порядка 25000 компаний, работающих в системе общественного питания. При этом статистика свидетельствует, что каждый 3-й ресторан неминуемо закрывается в течение первых трех лет работы. Динамичное развитие ресторанного бизнеса дает основания предполагать, что эта сфера еще долгое время будет и одной из самых прибыльных. Даже в самые суровые времена еда остается естественной потребностью людей, удовлетворяя которую можно неплохо заработать, заслужить доброе имя или добиться и того и другого.
Кризисы и экономические встряски порой приносят ресторану больше выгоды, чем стабильность. Вложения в ресторанный бизнес достаточно быстро окупаются. Конечно, многие при этом зависит от грамотности ресторатора и его управленческих способностей. Так, Alain Ducasse (Алан Дюкасс), ресторатор с мировым именем, начал свою трудовую деятельность в качестве помощника повара еще подростком. В совершенстве овладев кулинарным искусством, он смог не только создать собственный неповторимый поварской стиль, но и построить целую ресторанную империю.
Современный ресторанный бизнес далеко не всегда подразумевает открытие элитного заведения. Это может быть ресторан быстрого питания, кофейня или кондитерская, небольшой паб и даже придорожная закусочная. Средний чек в заведениях Астаны составляет более 6 000 тг., а Алматы — порядка 7 000тг. В среднем по республике сумма среднего чека колеблется в диапазоне 5-10 тыс. тенге. Самые высокие цены на услуги общественного питания в Мангыстау, а самые низкие — в северных областях РК.
Большинству отечественных рестораторов не хватает опыта. Впервые открывая заведение, они сталкиваются с массой проблем и, не зная, как с ними справиться допускают порой фатальные ошибки: слабый персонал, плохая кухня, непродуманное меню, отсутствие атмосферы и многие другие. Хорошим выходом для тех, кто намерен посвятить себя ресторанному делу, но не знаком с его тонкостями, является покупка действующего бизнеса. Чаще всего с приобретением заведения у нового владельца есть возможность сохранить персонал, опытных сотрудников, администраторов, бухгалтеров, тех, кто знает работу изнутри. Такое вложение средств будет гораздо выгодней, чем поднимать кафе или ресторан «с нуля».
На сегодняшний день ресторанный бизнес Казахстана еще не столкнулся с такими проблемами некоторых стран, как недостаток свободных мест, низкая покупательная способность населения, низкий профессиональный уровень сотрудников на местах. Например, одна из главных проблем открытия ресторана в Москве — это практическое отсутствие площадей для покупки или аренды. 1 квадратный метр арендуемой площади в центре Москвы стоит более чем в 10 раз дороже, чем в центре Астаны.
Курсы, тренинги в сфере предпринимательства, малого бизнеса, стартапов
Содержание
- 1 Чтобы будущее заведение пользовалось спросом, оно должно отвечать ряду требований и по своему местонахождению:
- 2 Какие преимущества получает ресторатор, приобретая права на осуществление деятельности в сфере питания под маркой известного бренда:
- 3 Цели открытия ресторана могут быть самими разными, каждый ресторатор сам решает, для чего ему ресторан.
- 4 Какие факторы влияют на стоимость ресторана?
Чтобы будущее заведение пользовалось спросом, оно должно отвечать ряду требований и по своему местонахождению:
- быть в центре города, в легкой доступности
- располагаться на первых этажах, если заведение находится в жилом доме
- иметь отдельный вход и по возможности — паркову
- иметь хорошие коммуникационные условия, позволяющие посетителям в комфортно себя чувствовать в любое время года
- средняя площадь помещения должна быть не менее 100 кв.м.
Цена покупки кафе-ресторана в Алматы начинается от 50 000 долл. и может достигать 2-3 млн. долл., в Астане ценообразование от 70 тыс. долл. до 3-4 млн. долл. Если у ресторатора достаточно опыта и знаний в своем деле, то выгодно будет приобретать закрывающиеся заведения, рестораны-банкроты, низко прибыльные кафе. Обладая хорошими навыками по управлению предприятием питания, профессионал может приобрести убыточное заведение за низкую цену и превратить его в прибыльный бизнес. Главное &ndash правильно оценить текущие и будущие затраты. Кроме оплаты цены покупки, возможно, предстоит вложить средства в ремонт, набор нового персонала, внести изменения в кухню и меню, интерьер, добавить развлекательную программу, провести маркетинговые мероприятия и т.д. Если все эти затраты по расчетам будущей прибыли окупаются, то такие инвестиции будут актуальными и возвратными. Если же окупаемость вложений окажется недостаточной или срок ее будет слишком долгим, возможно, стоит поискать другой вариант.
Елена Горелкина: «Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже»
Для объективной оценки финансовых перспектив лучше довериться мнению специалиста. Грамотный оценщик поможет принять правильное решение относительно покупки.
Конечно, не все те, кто занят в ресторанном бизнесе, являются опытными и умелыми рестораторами. Ведь в наших городах по-прежнему масса непонятных забегаловок, неуютных столовых и баров, услуги которых, тем не менее, тоже имеют спрос. Но можно посвятить себя сфере общественного питания, не превращаясь в мелкое питейное заведение. Хорошим выходом является покупка франшизы.
Какие преимущества получает ресторатор, приобретая права на осуществление деятельности в сфере питания под маркой известного бренда:
- минимизация рисков
- технологические и методические разработки по ведению данного бизнеса
- отработанный механизм работы
- возможность быстрой окупаемости
- постоянную поддержку головного офиса и региональных представительств
- заведомо хорошую репутацию, если марка уже известна в стране.
В Казахстане по франшизе активно работают рестораны сети KFC, Burger King, в этом году планируется открытие первого ресторана McDonnald’s.
Рестораны быстрого питания получили огромную популярность в РК, как и во всем мире. В среднем годовой доход таких заведений может достигать 50-60 млн. долл.
Цели открытия ресторана могут быть самими разными, каждый ресторатор сам решает, для чего ему ресторан.
- Ресторанный бизнес — хорошее решение для перераспределения финансовых ресурсов. Имея какое-либо успешное дело, бизнесмен вполне может вложить часть средств в заведение общественного питания. В этом случае ресторан будет новой бизнес-единицей, приносящей дополнительный доход.
- Открытие ресторана в качестве pr-хода. Компаниям и бизнесменам для поддержания имиджа и высокого социального статуса свойственно открывать рестораны, отели, казино. Такие заведения становятся визитной карточкой предпринимателей и реализуют определенные амбиции.
- Семейное дело. Приобретение ресторана может стать началом будущего династийного бизнеса. Успешные рестораторы могут передавать свое дело по наследству. Нередко рестораны приобретаются в подарок членам семьи.
- Ресторанный бизнес может стать частью корпоративной системы. Крупные компании нередко владеют ресторанами для обеспечения питания своих сотрудников. Здесь же организуются торжественные мероприятия, корпоративы, переговоры и деловые встречи.
Георгий Иосифович Мтвралашвили: «Прибыльный ресторан. Советы владельцам и управляющим.»
Какие факторы влияют на стоимость ресторана?
1. Первый и наиболее очевидный фактор, определяющий реальную стоимость любого заведения — местоположение. Нижние этажи жилых домов, площади в крупных торговых или развлекательных центрах с хорошей проходимостью привлекают гораздо большее количество посетителей. Ситуация в ресторанном бизнесе похожа на ситуацию на вторичном рынке жилья. Аренда или покупка заведения, расположенного в центре города, будет значительно выше даже, если качество кухни и обслуживания окажется хуже, чем в заведении, расположенном в отдаленном или спальном районе.
Ресторан, который находится в месте с низкой проходимостью, требует дополнительных вложений в маркетинг. В случае покупки такого ресторана необходимо обеспечить широкую рекламу и создавать и регулярно наполнять информационное пространство вокруг заведения
2. Другим фактором, влияющим на ценообразование в сфере купли-продажи ресторанного бизнеса, является правообладание площадью, на которой располагается заведение. Цена ресторана будет существенно выше, если он расположен в помещении, являющейся собственностью продавца. Арендованные площади, даже при условии долгосрочной аренды, снижают итоговую стоимость заведения.
3. Техническое и косметическое состояние здания (помещения) напрямую влияет на цену ресторана. Его стоимость резко снижается, если в нем необходимо:
- проводить капитальный или косметический ремонт
- производить перепланировку
- устранять технические, коммуникационные проблемы.
Официальные бумаги, разрешения, договора, заключения различных инстанций и другие документы, регламентирующие работу ресторана, являются важной составляющей в решении ценового вопроса. Вся официальная документация должна быть в порядке, чтобы ресторан имел полное юридическое право осуществлять свою деятельность. К снижению цены может привести скоро истекающий срок документов, ошибки в них или отсутствие каких-либо бумаг.
Кулинарные курсы, курсы поваров, официантов, барменов
4. Когда продается действующий бизнес, то сотрудники ресторана также могут повлиять на его стоимость. Если за время работы персонал заведения заслужил недобрую славу, то это окажется негативным фактором, снижающим реальную цену. С другой стороны, если в ресторане работает слаженная команда, способная привлекать клиентов, такой ресторан может быть оценен высоко.
5. Известность ресторана также оказывает хорошую услугу при формировании цены продажи. Но стоит помнить, что рестораны-бренды продаются крайне редко. А если эти продажи и осуществляются, то чаще всего в качестве «доступа» к известному имени для других компаний, не специализирующихся на ресторанном бизнесе.
Ресторан это не только хорошая кухня и обслуживание, это — атмосферное место, куда люди любят возвращаться за удовольствием. Заведение, которое в полной мере угождает своим гостям, будут высоко ценить его сегодняшние посетители и будущие покупатели.