Роль государства в малом бизнесе
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ксанаева М. Б.(КБГУ, г. Нальчик, РФ)
During his development the russian small business was the object of a lively discussions. Moreover, most of all disputable is a solution of a question about a role increasing of a small business state supporting as in Russia, thus in regions. The more perspective direction of a state supporting, in my view, is a presenting of guarantee loans and a financial leasing development.
На протяжении своего развития российский малый бизнес был предметом оживленных дискуссий. При этом одним из наиболее спорных моментов является решение вопроса о повышении роли государственной поддержки развития малого предпринимательства, как в России, так и в регионах. Однако нельзя утверждать, что государство не предпринимало в этом направлении никаких усилий, но до настоящего времени роль государства в решении проблем малого бизнеса остается незначительной. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического). Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция). В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета ежегодно выделяется 2-3 млрд. долл.
В России с целью поддержки, ускорения темпов развития и защиты интересов малого предпринимательства созданы и действуют следующие организационные ресурсы:
—ассоциации малых предприятий;
—Федерация развития и поддержки малого предпринимательства;
—Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий;
—фонды развития и поддержки малого предпринимательства.
Однако все эти многочисленные фонды озабочены собственными проблемами и реальной помощи малому бизнесу не оказывают. Отметим, что в России государственная поддержка малого бизнеса с первых шагов его развития сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время являются:
— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления отчетности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
— организация подготовки и переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Особое внимание развитию малого предпринимательства уделяется и на региональном уровне. Это связано с тем, что развитие малых форм производства позволит повысить социальную стабильность общества; обеспечить занятость населения; положительно воздействовать на инновационную конкуренцию и развитие среднего и крупного производства на обновленной технической основе; способствовать продвижению разнообразных товаров на внутреннем рынке.
Инструментом реализации государственной политики Кабардино-Балкарской Республики (КБР) в области малого предпринимательства является принятая Республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в КБР на 2002-2006 годы», реализация которой позволит:
— создать дополнительно 35 тысяч новых рабочих мест;
— увеличить вклад малого бизнеса в формирование ВРП до 25%;
— повысить налоговые поступления до 300 млн. руб. в год.
Программа охватывает следующие направления развития и поддержки малого предпринимательства в республике:
—совершенствование нормативно-правовой среды развития малого предпринимательства;
— развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка малого предпринимательства;
— реализация приоритетных отраслевых направлений развития малого предпринимательства, создание новых рабочих мест;
— статистическое, информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки;
— пропаганда предпринимательской деятельности, создание положительного имиджа малого предпринимательства;
— межрегиональное сотрудничество в сфере малого бизнеса.
Эффективная реализация всех вышеперечисленных направлений позволит создать благоприятные политические и социально-экономические условия для динамичного развития малого предпринимательства и обеспечения безработных рабочими местами в сфере малого бизнеса.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в КБР представлена на рис. 1.
Рисунок 1- Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в КБР
В настоящее время существует множество различных федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса. Однако их наличие не позволяет преодолеть проблемы, препятствующие эффективной деятельности малого предпринимательства. На наш взгляд, наиболее важным является решение следующих проблем:
—преодоление дефицита финансовых ресурсов;
—повышение покупательной способности потребителей;
—демонополизация факторов производства и каналов движения товаров;
—повышение уровня информационной обеспеченности.
Преодоление этих проблем малым предпринимательством без вмешательства и поддержки со стороны государства не возможно. Наиболее перспективными направлениями оказания государственной поддержки на наш взгляд являются:
—предоставление гарантированных займов;
—развитие финансового лизинга;
—повышение уровня информационного обеспечения.
Наиболее эффективным способом реализации данных направлений является создание единого комплексного подхода к решению сложившихся проблем, а также налаживание механизма взаимодействия малого бизнеса с другими инфраструктурами (средними и крупными предприятиями, государственными учреждениями, потенциальными инвесторами и др.).
Предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемым малому бизнесу, частично обеспечиваемым залоговым имуществом самих предпринимателей, значительно увеличит количество проектов, получающих государственную поддержку. Объем кредитных ресурсов, которые могут быть предоставлены частными инвесторами и кредитными организациями при наличии обеспеченных гарантий в несколько раз превысят объем средств, выделяемых государством по гарантийным программам. С другой стороны, это стимулирует самих предпринимателей отражать реальные данные в финансовой отчетности. Увеличение прозрачности финансовой отчетности сделает более привлекательными для инвестирования малые предприятия.
Перспективно и использование финансового лизинга в инвестировании малого предпринимательства. Во-первых, это обеспечивает целевое расходование средств, во-вторых, позволит обновить материально-техническую базу. Однако в настоящее время процедура слишком усложнена и потому практически не применяется.
Развитие малого бизнеса позволит не только повысить уровень деловой активности, но и увеличить занятость, а также реальные доходы населения.
Без повышения уровня информационной обеспеченности, создания качественных бизнес проектов дальнейшее развитие малого предпринимательства не возможно. К сожалению, многие возможности внутреннего рынка сбыта не используются, а продукция отечественных производителей остается не востребованной.