Школы для одаренных детей в России: различия, сходства, методики | Журнал о розничной торговле

Школы для одаренных детей в России: различия, сходства, методики

Что первично: способности ученика или учителя? 

«Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», – говорил еще Плутарх. Уже в те времена «знающие люди» считали, что именно от метода преподавания, а не от набора излагаемой учителем информации зависит, насколько высока будет степень отдачи от учеников.  

Я убежден, что каждый ребенок одаренный и если мы создадим нормальную систему работы школы, то мы получим не десяток одаренных детей, а десятки тысяч, – говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Боюсь, что работа по выявлению одаренных детей выльется в чисто формальные шаги. Создадут формальный коллектив, который будет осваивать деньги, а эффективных действий не будет. Хорошо, что Минобрнауки занялось этой темой, но плохо будет, если оно будет разрабатывать методики без учета того огромного опыта, который уже накопили общественные организации, занимающиеся изучением образования одаренных детей. Система работы с одаренными детьми заключается в том, чтобы максимально раскрыть его способности, а это можно сделать, если ребенку дать возможность широкого творчества. Если говорить о гуманитарном творчестве, то в обычных школах сейчас сокращаются подобные предметы (ИЗО, танцы, музыка и пр.).

О том, что сама федеральная программа, призывающая делить российских школьников на одаренных и всех остальных, пока не может похвастаться таким фундаментальным подходом, как в некоторых западных странах, где с раннего детства по отношению к каждому ребенку проводится глубокая адресная работа, говорит и директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. «Серьезные исследования, призванные помогать раскрывать потенциал детей, ведутся во многих странах. Они включают исследования психофизических явлений и мозга. Но не всё сразу: к примеру, Сингапур свою текущую систему образования разрабатывал 45 лет. И здесь (в российской системе образования. – Прим. ред.) тоже нужна систематическая долгая работа».

Обращаясь к опыту советских школ по выявлению и обучению одаренных детей, знатоки не без иронии вспоминают физматшколы и языковые спецшколы. Изначально ожидалось, что эти заведения будут штамповать технических и гуманитарных гениев. Но на деле в языковых школах учились в основном сыновья и дочери сотрудников партхозноменклатуры, а в физматшколах – дети профессоров и преподавателей вузов, сотрудничавших с данными заведениями. Опять система, опять тот самый человеческий фактор.

Опыт регионов

Самостоятельных школ для одаренных детей немного, в регионах упомянутые целевые программы реализуются на базе обычных лицеев или средних школ. Большинство заведений являются интернатами. Вот некоторые из них. 

Москва

В столице к подобным заведениям можно отнести, например, школу «Интеллектуал», специализирующуюся на многопредметности. «Если ребенок хочет быть одновременно и биологом, и математиком, то ему к нам. Главное для нас – широкое универсальное образование», – говорится на сайте заведения. Там же уточняется, что миссия школы – работа с детьми, которые оказываются «белыми воронами» в своих школах. Но набор в это образовательное учреждение конкурсный, а это опять предполагает, что в процессе кастинга учеников будет задействована степень их социальной избранности, а не только потенциала. 

Школы для одаренных детей в России: различия, сходства, методики

Здание школы «Интеллектуал»

В школе работают более сотни кружков и спецкурсов, записаться в которые могут не только ученики заведения, но и все желающие – таким образом «Интеллектуал» зарабатывает деньги. Вообще все платные услуги школа объединила в специальную программу «Круг», которая призвана «сделать методики “Интеллектуала” доступными для учеников других школ». Таким образом, любой желающий может заплатить деньги и на время приобщиться к кузнице талантов. По сути «Круг» – это всевозможные занятия и мастер-классы, в том числе по музыкальному и спортивному развитию, и, например, формированию креативного мышления, дошкольные курсы, летний городской научно-спортивный лагерь и дополнительные уроки для тех, кто находится на домашнем обучении.   

В школе для одаренных детей работают более сотни кружков и спецкурсов, записаться в которые могут не только ученики заведения, но и все желающие – таким образом «Интеллектуал» зарабатывает деньги. Вообще все платные услуги школа объединила в специальную программу «Круг», которая призвана «сделать методики “Интеллектуала” доступными для учеников других школ». Таким образом, любой желающий может заплатить деньги и на время приобщиться к кузнице талантов. По сути «Круг» – это всевозможные занятия и мастер-классы, в том числе по музыкальному и спортивному развитию, и, например, формированию креативного мышления, дошкольные курсы, летний городской научно-спортивный лагерь и дополнительные уроки для тех, кто находится на домашнем обучении.   

Мероприятие в школе «Интеллектуал»

В «Интеллектуале» есть своя телестудия. Работы ее воспитанников, естественно, завоевывали призовые места на всероссийских и международных кинофестивалях. 

Снимают здесь не только о школе, но и туристические фильмы, психологические картины о школьниках.  

В школе есть спальный корпус на 140 мест. 

На базе московской школы № 57 функционируют специализированные классы: физико-математические, математико-экономические, биомедицинские, биологические, один гуманитарный и др.  

У заведения свой опыт работы с талантливыми детьми. Еще в начале 60-х здесь открылся первый специализированный математический класс, в начале 70-х – биологический. Учебное заведение имело статус школы-лаборатории: тут разрабатывали экспериментальные учебные программы. На сайте заведения говорится, что и сегодня секрет высоких показателей успеваемости – «совокупный багаж авторских программ». К примеру, уроки ведут не один, а несколько педагогов одновременно. Часто занятие принимает форму беседы преподавателя с учениками. Домашнее задание, как и оценки, учащиеся получают не всегда. Но в то же время каникулы школьники чаще проводят не дома за развлечениями, а в математическом лагере. 

Одним из «важных составляющих успеха» школа также называет тщательный отбор учеников. Так, чтобы попасть в специализированные 8–9-е классы, ребята должны пройти от 2 до 6 собеседований и экзаменов (в устной и письменной форме).

Заведение предлагает платные курсы, в том числе по испанскому, немецкому, китайскому языкам и ивриту.