Социальная ответственность бизнеса и государства
Социальная ответственность — не только дело бизнеса и государства, но и всего общества в целом и каждого гражданина в отдельности, А. Торкунов, ректор МГИМО
«
Делайте больше. Скачки выигрывает лошадь, опередившая своих соперников на голову«, Эндрю Карнеги.
В поисках ответа на вопрос: что такое «Социальная ответственность бизнеса?»
20-21 ноября 2014 года в Москве состоялся IV Международный Форум «Социальная ответственность: вызовы времени».Форум был организован Московским государственным институтом международных отношений.
Участники Форума высказали альтернативные точки зрения на развитие корпоративной социальной ответственности. Кратко мнения сторон сводятся к следующему:
1. Активное привлечение бизнеса к социальным сторонам жизни общества, развитие социальной ответственности отвечает интересам самого бизнеса.
2. Бизнес должен заниматься бизнесом и помогать в решении социальных проблем настолько, насколько он считает возможным.
На Форуме прозвучало также мнение о необходимости различать социальную ответственность бизнеса и бизнесмена:»Я понимаю свою социальную ответственность как ответственность перед своими сотрудниками, не расширяя ее масштабов до задач, стоящих перед страной или президентом. У меня есть своя маленькая родина — это моя компания, которую я оберегаю и защищаю. Меня более всего беспокоит материальный и моральный климат в коллективе. Меня беспокоит состояние моих сотрудников, их семей, детей, родителей. Я не пытаюсь решатьчужие проблемы, пусть их решает тот, кто должен решать. Моя главная социальная ответственность — давать моим работникам высокую зарплату«, Евгений Быков, президент компании «Промэлектроника» (Екатеринбург).
Бизнесмен против сотрудничества, основанного на нажиме или диктате государства: «Я со своими коллегами 6 лет занимался созданием службы спасения в городе Екатеринбурге. Наша частная служба спасения вернула 5 тысяч человеческих жизней. За 6 лет ни один чиновник, ни с телеэкрана, никак иначе не поблагодарил меня и моих коллег. Хорошо, пусть не поблагодарили руководителей — создателей, но ребят, которые рискуют своей жизнью, — почему не поблагодарить, они этого заслужили».
http://www.socpol.ru/publications/csr/ch4.pdf
Примеры КСО:
Компания P&G подвела итоги 2015 года в рамках программы корпоративной социальной ответственности «P&G Забота в каждый дом». Особое внимание в ушедшем году компания уделила поддержке «Детских деревень — SOS».
За 2015 год денежные и товарные пожертвования по программе корпоративной социальной ответственности «P&G Забота в каждый дом» превысили 62 млн рублей. Эти средства были направлены в благотворительную организацию «Детские деревни — SOS», а также использованы для поддержки сирот, нуждающихся семей, благоустройства спортивных объектов Новомосковска и других проектов.
В благотворительных акциях компании приняли участие более 1 тыс. сотрудников. Сотрудники центрального офиса компании и заводов в Санкт-Петербурге, Дзержинске (Нижегородская область) и Новомосковске (Тульская область) стали донорами крови, исполняли детские мечты о подарках, проводили развлекательные и познавательные мероприятия для малышей из малообеспеченных семей.
В декабре волонтерами P&G в рамках «Месяца заботы» было собрано 27 литров донорской крови. Также нуждающимся семьям передано продукции P&G на сумму более 490 тыс. рублей. Кроме того, более 350 детей и их семьи из Московской, Тульской, Ленинградской, Нижегородской, Орловской областей и Пскова получили новогодние подарки от компании.
Информация АСИ
Так в чем же заключается социальная ответственность бизнеса?
Например,Фонд поддержки развития социальной ответственности бизнеса (http://www.socbi.ru/), свою миссию видит в снижение уровня негативного воздействия бизнеса на экологические и социальные параметры жизни будущих поколений за счет пропаганды, развития, содействия и поощрения достижений бизнеса в проявлении социальной ответственности.
Мнения экспертов:
Ольга Сафаргалиева, начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» («Мегафон»):
«У нас в России всегда были традиции, когда купец свою десятину отдавал на благие дела, но он это делал добровольно и только он решал, кому и когда отдать, а не кто-то решал это за него. Это имело отношение к конкретному купцу, а не к его бизнесу. Не будем путать бизнесмена и его бизнес. У бизнеса обязательства не только перед властью и населением, но перед собственником, перед своими собственными работниками, а потом только перед всеми остальными. Можно вкладывать деньги в территорию, но это не может быть системой, это должно происходить по возможности. Иногда эти возможности есть, а иногда их нет. Размер социальных требований должен соответствовать возможностям, а не опережать их. Иначе руки опускаются — столько всем ты должен, если у тебя завелись деньги в кармане— У нас разработаны Положения о спонсорстве и благотворительности, с помощью которых мы систематизируем нашу деятельность. Спонсорский договор, согласно закону о рекламе, это договор 5 рекламы. Он предполагает вложение средств или оказание услуги и их последующую отработку. Выделили средства для проведения мероприятий или поддержали спортивную команду — взамен получили продвижение своего бренда. Договор о благотворительности не подразумевает рекламной отдачи или других преференций. Он предполагает вложение средств или оказание услуги и их последующую отработку. Выделили средства для проведения мероприятий или поддержали спортивную команду — взамен получили продвижение своего бренда. Договор о благотворительности не подразумевает рекламной отдачи или других преференций. Это добро во имя добра, это социальная помощь тем, кто в ней нуждается».
Социальное предпринимательство в истории России:
«Каждому дать соответственно его силам труд, которым бы он мог кормиться и одеваться». Отец Иоанн Кронштадтский.
Примером первого социального предприятия в России можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским в конце XIX века. Здесь каждому нуждающемуся (одиноким матерям, бездомным и .т.д.) помогали найти работу, получить помощь и приют.
Пример современного социального предпринимательства:
Ресторан «В темноте ?!» Москва, основатель — врач-офтальмолог Игорь Медведев. Цель: помочь незрячим людям найти свое место в жизни, трудоустроиться. Прибыль ресторана уходит в фонд помощи слепым и слабовидящим людям.
K числу международных инициатив относятся: Международный совет бизнеса за устойчивое развитие, объединяющий более сотни крупнейших транснациональных корпораций; Европейская декларация бизнеса против социальной изоляции; Глобальный компакт, разработанный под руководством генерального секретаря ООН K. Анaнна, участниками которого являются сотни крупных компаний, ряд ведущих профсоюзных объединений, правозащитных и экологических организаций; Глобальная инициатива корпоративного гражданства Всемирного экономического форума и др.
Одним из самых крупных мероприятий, ставящих социальную ответственность главной темой для размышлений и действия стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года под девизом «Наш последний шанс спасти планету».
В ней приняли участие представители более 170 стран мира — это в общей сложности более 8 тысяч делегатов, а также около 3 тысяч представителей неправительственных международных организаций.
Развитие социальной ответственности бизнеса неразрывно связано с поддержкой государства, так как бизнес нуждается в динамичной и последовательной легитимации со стороны общества и власти.
Его невозможно представить без активной социальной политики самого государства.
Ярким примером социальной ответственности бизнеса перед обществом являются убеждения Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie; 1835 — 1919) — крупнейшего сталепромышленника и филантропа.
Карнеги без лишних слов финансировал строительство Карнеги-холла в Нью-Йорке, основал Корпорацию Карнеги в Нью-Йорке, Фонд Карнеги за Международный Мир, Институт Карнеги в Вашингтоне, Университет Карнеги-Меллона, Музей Карнеги в Питтсбурге. Он жертвовал значительные суммы на строительство медицинских колледжей и активно занимался субсидированием и открытием общественных библиотек:
Благотворительность — ключ к достойной жизни, был уверен мультимиллионер и благородный человек. Одно из самых известнейших в мире произведений, вышедших из под пера Карнеги является книга The Gospel of Wealth,
«Евангелие богатства». Последние годы жизни он посвятил благотворительной деятельности.