Совместное участие в бизнесе
Владельцы бизнеса — именно те люди, которым положено контролировать развитие достижения результатов теми, кто трудится в их компании. Между тем, есть вещи, которым нужно научиться им самим.
Опыт показывает, что одну из ключевых ролей в успешном и долгосрочном развитии предпринимательской деятельности играют эффективные взаимоотношения между собственниками.
Практически каждый опытный собственник бизнеса через несколько лет работы в собственном бизнесе очень часто произносит фразу: «Как жаль, что я не знал этого раньше».
Такую же фразу часто произносила и я, поскольку занимаюсь бизнесом уже 17 лет, и имею большой практический опыт не просто владения бизнесом, а владения на партнерских условиях. Идеальным вариантом создания собственного дела является единоличное владение бизнесом. Если вы способны создать свое дело, управлять и владеть им самостоятельно, то не берите компаньонов. Если нет, то соучредители понадобятся. По каким причинам в бизнесе может быть несколько соучредителей?
Самыми часто встречающимися вариантами являются:
- общая бизнес-идея у друзей (знакомых, родственников);
- у того, кто придумал бизнес-идею, нет необходимых денег или их недостаточно;
- приглашение специалиста, без которого реализация бизнес-идеи невозможна;
- у того, кто придумал бизнес-идею, нет опыта ведения собственной предпринимательской деятельности.
Партнер-инвестор. Инвестор с деньгами или технологиями (оборудованием) является соучредителем, но в бизнесе не работает. Выполняет одну роль в бизнесе —собственник. Такой собственник считается неэффективным. Если есть возможность взять деньги под проценты и не вводить инвестора в состав собственников — это лучший вариант.
Партнер-специалист. Самые распространенные варианты объединения в соучредители — общая бизнес-идея или приглашение специалиста, без которого ваша деятельность в принципе невозможна. Но если ему неинтересно развиваться как собственнику бизнеса, а он просто будет играть роль хорошего, добросовестногосотрудника-профессионала, лучше дать ему определенный процент от прибыли и не вводить в состав собственников.
Партнер-профессионал — имеет успешный опыт владения и управления бизнесом — лучший из всех вариантов партнерства. К партнеру-профессионалу лучше входить «младшим» партнером, например с долей участия: у него — 60% (70%), у вас — 40% (30%).
Вывод: ваш партнер по бизнесу должен быть обязательно заинтересован в собственном развитии как профессиональный собственник, иначе будет трудно принимать совместные решения, особенно когда компания выйдет на определенный уровень развития и прибыльности.
Независимо от того, с кем создаешь бизнес, всегда наступает период спорных вопросов. Только вот чем закончится этот спор: распадом семьи, ссорой двух лучших друзей, потерей вложенных денег, недополученной прибылью или решением спорного вопроса.
Не повторяйте ошибок большинства других собственников. Даже если вы уже начали вести бизнес с партнером, никогда не поздно сесть и обсудить все ключевые вопросы, которые, по моему мнению, должны обязательно не только обсуждаться, но и прописываться.
Проанализируйте, нужен ли вам партнер вообще, и только после этого решайте «с кем» и «для чего». И то и другое очень важно.
Основные правила, которые необходимо знать при начале совместного бизнеса.
Правило первое: должен быть один главный собственник. Разумно входить в свой первый бизнес младшим партнером в соучредительстве с опытным главным собственником, чей стиль руководства вам нравится и чей успех соответствует вашим целям. Как правило, главный собственник назначается генеральным директором.
Правило второе: доля в бизнесе еще не делает соучредителя реальным владельцем бизнеса. Владелец бизнеса — это профессия, причем довольно сложная. Даже краткосрочный финансовый успех не говорит о том, что собственник — профессионал. Для достижения долгосрочного успеха в бизнесе профессии «собственник бизнеса» необходимо научиться. Собственник обязательно должен иметь план саморазвития.
Правило третье: владеть бизнесом и работать в бизнесе — два разных вида деятельности, которые должны оплачиваться отдельно. За долю в бизнесе выплачиваются дивиденды. Общая сумма дивидендов делится между соучредителями пропорционально размеру их долей. За работу внутри бизнеса выплачивается зарплата и другие поощрения. Размеры зарплат, правила начисления дивидендов и выплаты согласуются между партнерами под подпись всех сторон.
Правило четвертое: собственники должны быть эффективными. Включение в бизнес эффективного соучредителя увеличивает доходы от этого бизнеса для всех партнеров. И наоборот, если введение в бизнес нового соучредителя не увеличивает доходы партнеров, его нельзя признать эффективным и экономического смысла в его участии нет.
Правило пятое: финансы бизнеса должны быть прозрачны для партнеров. Деньги — очень тонкое дело. Ничто так не разрушают отношения, как разногласия на денежной почве. Плохо, когда бизнес убыточен и разногласия возникают из-за финансовых потерь. Но ничуть не меньше отношения подрываются, когда бизнес становится прибыльным: многие партнерские отношения гибнут как раз из-за раздела доходов. Одна из грубейших ошибок — когда финансы бизнеса не прозрачны для партнеров. Как правильно поступить в этой ситуации?
Если генеральным директором является один из собственников, то финансовым директором должен быть другой собственник. В первые годы развития бизнеса необходимо устраивать собрания собственников хотя бы раз в месяц. Для этих собраний обязательно готовить текущие финансовые отчеты по ключевым показателям, которые утверждаются отдельно. Финансовый директор (или тот, кто отвечает за финансы) является самым заинтересованным лицом в том, чтобы с самого начала вести прозрачный финансовый (управленческий) учет и регулярно отчитываться по финансовым вопросам перед партнерами.
Правило шестое: уровень развития бизнеса всегда будет соответствовать уровню развития профессионализма собственников и уровню взятой на себя ответственности. Мышление собственника бизнеса отличается от мышления наемного профессионального сотрудника прежде всего степенью ответственности. Владелец бизнеса отвечает не только за себя, но и за других людей, тех, кто у него работает. Без принятия на себя этой ответственности стать настоящим владельцем бизнеса невозможно.
Правило седьмое: перед началом совместной работы должна быть письменная договоренность о намерениях, целях и принципах взаимодействия.
Самой первой и самой большой проблемой является отсутствие письменной договоренности между собственниками о ключевых вопросах ведения бизнеса. Нередко предприниматели начинают работать, ставят перед собой деловые цели, осознанно не понимая свои личные цели, свою позицию развития компании и не согласовывают ее со своими соучредителями.
Как только вы с партнером приняли предварительное решение, что вместе входите в общее дело, сразу нужно письменно договориться по ключевым вопросам взаимодействия.
Ключевые вопросы, которые должны быть включены в договоренность:
- о намерениях и целях совместного ведения бизнеса — согласовать уровень личных целей как основы для формирования целей в бизнесе;
- о юридическом статусе компании;
- о распределении долей участия в бизнесе между собственниками — соответственно об ответственности в рамках доли участия как за прибыль, так и за убытки;
- о финансовой политике и об основных финансовых ориентирах бизнеса: вид капитала, политика по распределению прибыли, политика в случае незапланированных убытков, уровень финансовой отчетности по ключевым показателям;
- об отношении к риску: какая степень риска допустима, какая нет;
- о распределении функциональных обязанностей: утвердить функциональные обязанности, уровень заработной платы, степень ответственности на основании ключевых показателей;
- о механизме принятия решения: какие решения принимаются стопроцентным консенсусом, за принятие каких решений отвечает каждый собственник;
- о механизме входа и выхода из бизнеса;
- об участии собственника в других бизнесах;
- о создании совета собственников;
- о необходимости создания наблюдательного совета.
Составление такой договоренности — это огромная проверка для вас, того партнера вы подобрали в свой бизнес или нет. Решите на стадии стартапа, подходите вы друг другу как партнеры по бизнесу или ваши мнения расходятся по ключевым моментам.