Сравнение конкурентов и планирование собственного бизнеса
Тема 1. Предмет электронной коммерции
Система электронной коммерции подразделяется на несколько направлений и представляет собой специализированную интернет-технологию, которая даёт участникам новые возможности для расширения сферы своей деятельности:
Содержание электронной коммерции схематично отражено на рисунке 2.
Рисунок 2 — Содержание электронной коммерции
-
Период 1991— 93 гг. — Интернет является средством общения для компьютерных специалистов, научных деятелей, правительственных организаций, технических центров.
-
Период 1994–97 гг. — население начинает активно интересоваться возможностями Интернета.
-
С 1998 и по настоящее время возможности Интернета используются в коммерческих целях.
-
рост эффективности производства;
-
появление альтернативных вариантов доступа в Сеть без использования модема;
-
перенос интернет-услуг на сотовые телефоны;
-
создание и распространение современных стандартов;
-
появление электронных форм взаимодействия участников и т.д.
-
сокращение издержек;
-
уменьшение времени производственного цикла;
-
ускорение выполнения запросов клиентов;
-
улучшение качества обслуживания.
В условиях ведения бизнеса по традиционному пути предприятия отвечали за всё. Развитие товара, его производство, продажа, доставка, материально-техническая поддержка требовали громадных затрат ресурсов, в чём организации не всегда были полностью компетентны.
Электронная коммерция является инструментом в создании ряда новых возможностей ведения бизнеса:
Наиболее важным в том, как е-коммерция изменяет бизнес, является то, как происходит построение новых взаимоотношений с клиентами. Сюда входят:
Электронная коммерция также уменьшает расходы, связанные с приобретением товаров и управлением запасами, за счёт прямого эффективного взаимодействия с широким кругом поставщиков и торговых партнёров. Модели, в основе которых лежит использованиеweb-технологий, могут включать все фазы совершения сделки, включая:
Несмотря на всё вышеперечисленное, процесс проведения трансакций через web создаёт некоторые серьёзные проблемы для бизнеса. В чём состоят эти проблемы, рассмотрим далее.
Новая стратегия развития компании заключается в том, что интернет-проект начинает развиваться в сторону корпоративного offline-бизнеса. Возможны два варианта стратегии:
Для корпоративного бизнеса в Интернете возможно использовать одну из трёх нижеследующих стратегий:
В отличие от корпоративных проектов интернет-проекты не имеют своей целью «выход в Интернет», они изначально являются частью интернет-экономики. При этом проекты, которые приступили ко второму этапу развития (этапу движения к offline-бизнесу), могут выбрать те же самые 3 стратегии, но со своей спецификой:
Контрольные вопросы и задания
Темы для самостоятельной подготовки
Методические указания по выполнению лабораторной работы № 1 «Сравнение конкурентов и планирование собственного бизнеса»
-
найти и проанализировать характеристики компаний в рамках заданного вида деятельности;
-
научиться выделять отличительные признаки в работе компаний в рамках ЭК;
-
научиться выполнять SWOT-анализ для заданного вида деятельности в рамках ЭК;
-
Ознакомьтесь с содержанием деятельности компании в рамках ЭК в соответствии с вашим вариантом.
-
Найдите в российском сегменте сети Интернет две компании, занимающиеся деятельностью, максимально близкой к описанной в вашем варианте.
-
Изучите сайты выбранных компаний и составьте набор из 10–15 характеристик, по которым данные компании отличаются друг от друга.
-
Определите значения каждой из характеристик для каждой из компаний.
-
Предположим, вы хотите выйти на рынок рассматриваемых товаров (услуг) в рамках существующей компании, открыв отдельное направление либо создав новый канал сбыта в рамках традиционной деятельности:
6. Постройте SWOT-матрицу для предполагаемой компании, описывающую стратегические альтернативы и ограничения, выделяя те, которые могут лечь в основу формирования стратегии.
8. Сложите полученные значения для факторов, находящихся в выделенных парах в SWOT-матрице и определите пару факторов с максимальным значением суммы.