Сравнительный подход к бизнесу | Журнал о розничной торговле

Сравнительный подход к бизнесу

Показателем роста прибыли предприятия является увеличение его стоимости. Именно поэтому для более эффективного управления необходимо периодически проводить анализ этой цифры. Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что необходимо учитывать и факторы, которые обуславливают работу компании в отрасли, регионе, экономике в целом.

Содержание

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Методы сравнительного подхода оценки бизнеса
    • 2.1 Метод на основе рынка капитала
    • 2.2 Метод на основе сделок
    • 2.3 Метод на основе отраслевых коэффициентов
  • 3 Алгоритм применения
  • 4 Формируем конечную стоимость

Общие сведения

Сравнительный подход к бизнесу

В буквальном смысле стоимость предприятия подразумевает ту сумму, за которую оно может быть продано при условии сформированного рынка. Иначе говоря, вероятной стоимостью компании может быть сумма, по которой может быть продана фирма, сходная с анализируемой.

В основу сравнительного подхода положены следующие положения:

  1. В качестве ориентира в процессе оценки используются уже сформированные рынком цены на подобные предприятия. При этом обуславливать величину суммы могут и такие факторы, как спрос на данный вид деятельности, уровень риска, перспективы развития данного направления, индивидуальные особенности компании.
  2. Базовым критерием в оценке являются альтернативные инвестиции. Это значит, что, покупая то или иное предприятие, инвестор прежде всего покупает будущую прибыль. Сами по себе производственные мощности и технологические процессы интересуют его только как возможность получить прибыль.
  3. Стоимость компании — это показатель ее финансовых и производственных возможностей, перспектив развития, положения на рынке.

Следует отметить, что анализ стоимости предприятия имеет ряд своих преимуществ и недостатков. К первым можно отнести следующие:

  • при наличии достоверных сведений об аналогичных компаниях можно получить точные результаты;
  • данный подход отражает состояние рынка в целом, поскольку основывается на анализе схожих между собой компаний;
  • цена бизнеса — это показатель результатов его деятельности.

Среди недостатков специалисты выделяют такие:

  • анализ основан исключительно на ретроспективной информации, не берутся во внимание перспективы развития;
  • иногда довольно трудно собрать достоверные сведения;
  • постоянно требуется вносить изменения, поскольку даже предприятия-аналоги отличаются между собой ассортиментом, оборудованием, качеством руководства, стратегией развития.

Более того, сама система анализа требует содействия государства, которое должно способствовать развитию сети оценочных компаний и обучению специалистов-оценщиков.

Методы сравнительного подхода оценки бизнеса

На практике выделяют три метода сравнительного подхода в оценке бизнеса, основанных на:

  • рынке капитала;
  • сделках;
  • отраслевых коэффициентах.

Метод на основе рынка капитала

Сравнительный подход к бизнесу

Для его реализации используют действительные цены, которые были выплачены на фондовых биржах за схожие компании. Именно эти данные служат ориентиром для установления реальной стоимости анализируемой компании.

Плюс данного метода в том, что он базируется на фактических данных, а не на прогнозах, которые отличаются недостоверностью. Единственным условием его применения является детальная информация, рыночная и финансовая, касающаяся группы сходных компаний. Оценка стоимости с помощью данного метода производится на уровне неконтрольного пакета акций предприятия.

Метод на основе сделок

Представляет собой частный случай предыдущего метода. В его основу положен анализ продаж контрольных пакетов ценных бумаг предприятия (или компании) в целом в результате слияния или поглощения. Использовать данный принцип можно, покупая контрольный пакет открытой компании, или для анализа закрытых фирм в этом же рыночном сегменте. Данный метод включает в себя анализ мультипликаторов.

Метод на основе отраслевых коэффициентов

В его основе лежат соотношения цены и определенных финансовых параметров. Рассчитываются эти коэффициенты, исходя из данных, полученных в ходе длительных наблюдений, осуществляемых специальными институтами. На практике данный метод особого распространения пока не получил.

Можно сказать, что все три перечисленные способа в целом основаны на показателях цены на акции схожих компаний на фондовом рынке.

Алгоритм применения

Порядок действий при использовании первых двух методов можно назвать приблизительно одинаковым. Основное отличие заключается только в анализируемом объекте — неконтрольный и контрольный пакет акций соответственно.

  1. Сравнительный подход в оценке стоимости бизнеса начинается со сбора необходимой информации о проданных акциях — рыночной и финансовой. Первая обычно предоставляется фондовыми рынками, вторая — это внутренняя бухгалтерская отчетность.
  2. Второй этап — это отбор схожих компаний по заданным критериям. Среди основных можно назвать: отраслевое сходство, размер предприятий, перспективы развития, финансовые риски, качество управления.
  3. После этого проводится сопоставительный анализ отобранных компаний для выявления наиболее схожих с анализируемым предприятием.
  4. Далее производится выбор и расчет мультипликаторов цены.
  5. В заключение — формирование окончательной величины стоимости компании.

Сравнительный подход к бизнесу

Отдельно требует разъяснения понятие «ценовой мультипликатор». Он представляет собой коэффициент, который отображает соотношение рыночной цены и финансовых показателей. Последние указывают на реальные результаты деятельности предприятия. К ним относится не только сама по себе прибыль, но и денежный поток в целом, выплаты дивидендов, доход от реализации.

Для составления формулы мультипликатора необходимо в числителе указать рыночную цену схожих компаний на рынке, а в знаменателе — сумму финансовых показателей предприятия за какой-то период времени.

Формируем конечную стоимость

Окончательная сумма стоимости бизнеса формируется в три этапа:

  1. Оценка величины мультипликатора бизнеса и применение ее по отношению к анализируемому предприятию.
  2. Анализ выведенного уровня стоимости.
  3. Внесение финальных изменений.

Самым сложным является первый из них, который предполагает выбор величины мультипликатора. Он требует грамотного обоснования, которое будет обозначено в отчете. Поскольку абсолютно одинаковых фирм не существует, диапазон данных величин обычно довольно широк. Поэтому оценщик исключает, как правило, максимальные показатели и выводит средний по компаниям-аналогам.

Используя результаты сравнительного подхода, необходимо всегда помнить, что в основу разных методов положены разные объекты оценивания.

А итоговая стоимость нуждается в корректировках, которые зависят от конкретных условий и обстоятельств. Для этого нужно принять во внимание непроизводственные и незадействованные в работе активы.

Все же, учитывая сложность процесса оценки стоимости компании, пренебрегать им нельзя. И нельзя забывать, что, чем больше было привлечено к анализу схожих предприятий, тем точнее окажутся результаты всего процесса.

Сравнительный подход к бизнесу

Сравнительный подход к бизнесу

Сравнительный подход к бизнесу

Сравнительный подход к бизнесу