Стратегическое и перспективное планирование бизнеса | Журнал о розничной торговле

Стратегическое и перспективное планирование бизнеса

Эффективное планирование деятельности предприятия можно осуществить, только располагая определенными прогнозными оценками. Система планирования обеспечивает разработку стратегии для системы управления процессом производства изделий с учетом состояния внутренней и внешней среды в соответствии с заданными критериями функционирования производственной системы и заказами.

Процесс планирования принято подразделять на несколько уровней.

Стратегическое и перспективное планирование бизнеса

В большинстве организаций различают несколько уровней планирования, различающихся по степени общности целей и по временным масштабам: Иерархия уровней планирования показана на рис. 4.1.

Выделяют перспективное и текущее планирование. Планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени (квартал, полугодие, год) называют текущим, а на более длительный срок — перспективным.

В зависимости от принятой (на данном предприятии, в отрасли, стране) периодичности (временного масштаба) планирование подразделяется на следующие виды:

а) стратегическое (перспективное) — планирование на год и более:

б) среднесрочное — на квартал и на месяц;

в) оперативное (краткосрочное) — на декаду (неделю), сутки и смену.

Стратегическое (перспективное) планирование формулирует цели и порядок выполнения плановых заданий нижнего уровня. Стратегия — это нечто более общее и менее детализированное, нежели план. Стратегия определяет общий подход и направление действий для осуществления миссии организации. Стратегия как бы задает рамки, внутри которых можно проводить бизнес-планирование и более детальное оперативное планирование.

Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.

Разработка стратегии должна основываться:

— на глубоком понимании рынка;

— оценке позиции предприятия на рынке;

— осознании своих конкурентных преимуществ.

На формирование стратегии влияют:

— размер предприятия (фирмы);

— направление деятельности;

— число лиц, принимающих решения;

— географический размах деятельности предприятия.

Стратегия большей частью формируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Руковод-ство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних слабых и сильных сторон и оценит все альтернативы и варианты.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в условиях рыночной экономики, предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкурентах и других факторах.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Современный темпизмененияпроизводства, технологий и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Формулирование стратегического плана представляет собой тщательную систематическую подготовку к будущему.

Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится, скорее, правилом, чем исключением. Цель перспективного планирования — оценка предполагаемого эффекта, который может быть оценен на основании результатов моделирования реализации стратегии на производстве. Вследствие этого система должна включать в себя систему моделирования.

Среднесрочное (текущее) планирование предназначено для составления производственных программ, удовлетворяющих требованиям выработанной стратегии. Производственные программы формируются на основе информации о состоянии производственных ресурсов, оборудования, материалов. Для составления производственной программы необходимо оценить соответствие имеющихся производственных мощностей и требуемых ресурсов. Если требуемые ресурсы не соответствуют имеющимся в наличии, необходимо сбалансировать мощности до приемлемого уровня.

Оперативное планирование затрагивает уровень конкретных задач и заданий: кто и что в ближайшее время должен делать, когда и как.Оперативное планирование — это набор действий, связанных с существующей иерархией и поэтапным планированием производственного процесса, который основывается на оперативной информации о «текущем» состоянии процесса производства. Заказы, в большинстве случаев, рассчитываются по программе «Текущий план», но должны быть предусмотрены действия в исключительных ситуациях.

Оперативный план оперирует с количествами, нормами, процедурами, сроками выполнения и затратами. В нем указываются конкретные дела, которые должны быть сделаны за определенный период времени. Оперативное планирование может быть связано с конкретным проектом, т.е. с одноразовым мероприятием с четко установленным началом и концом (например, расширение компьютерной сети). Но чаще в оперативных планах определяется деятельность подразделения, филиала организации на предстоящую декаду или даже на более короткий период (неделю, сутки). На этом этапе составляется подробный план действий, устанавливающий, кто, что, как и в какие сроки должен сделать. Разрабатывается рабочий график выполнения всех действий, необходимых для реализации плана. Такой график поможет координировать действия и контролировать ресурсы.