“Умная” реставрация: “Театральный дом” на Поварской
Сохранение архитектурного наследия — сложная тема. Недавно в Москве появился дом, предлагающий оптимальное решение проблемы того, как обновить город, не жертвуя его историей. О “Театральном доме” на Поварской рассказывает Евгений Владимиров.
Поварская — одна из самых красивых улиц в столице, в бытность студентом-архитектором я много дней провел там, зарисовывая различные фасады. Просто удивительно, как небольшой островок архитектурной среды, очень разной по стилю (там и русский модерн в Хлебном переулке, и храм Симеона Столпника, и классицизм XVIII века, и неоклассика начала века двадцатого), оказывается таким органичным и целостным.
Фрагмент дворового фасада “Театрального дома”. Мотивы архитектуры русского модерна выполнены как из традиционных, так и из современных материалов.
Один из домов в этом районе расположен на пересечении Поварской, Хлебного и Мерзляковского переулков: четыре этажа спокойной классики в типичной для Москвы зелено-белой гамме, построенных в XIX веке Николаем Струковым и Виктором Гартманом. Место с интереснейшей культурной историей, кстати, — здесь располагался в 1897-м Театр Немчинова, а в 1905 году Станиславский арендовал его для экспериментальной “Студии на Поварской”. Фасады, впрочем, у дома неброские: это именно тот тип здания, не слишком эффектного архитектурно, который столь часто становится жертвой варварского сноса.
Фрагмент дворового фасада жилого комплекса “Театральный дом” на Поварской улице, построенного Павлом Андреевым по заказу компании “Галс-Девелопмент”.
Дому Струкова, однако, повезло. Он стал частью масштабного проекта компании “Галс-Девелопмент” по созданию жилого комплекса “Театральный дом” (в названии этом — отклик на историю места). Реконструкция и реставрация, произведенные по проекту института Моспроект-2 им. М. В. Посохина, а конкретно мастерской Павла Андреева, архитектора, знающего и любящего классику и умеющего ее строить, захватили целый квартал. Все исторические фасады включенных в комплекс зданий отреставрированы группой архитекторов-реставраторов под руководством Бориса Савина.
“Декоративные панно на фризах выполнены по специально разработанным авторским рисункам с характерным для русского модерна использованием цветочных мотивов”, — говорит архитектор Павел Андреев.
Всего оказалось восемь секций высотой от четырех до семи этажей. В них уместилось 129 квартир площадью от 67 до 270 м². Понятно, что все они более чем комфортабельны, современный дом оснащен всеми чудесами технологии, а квартиры, оказавшиеся наверху, — это и вовсе “уникальное предложение” (в них кровлю можно сделать эксплуатируемой и устроить террасу). А в лобби дома будут висеть репродукции экспонатов из Театрального музея им. А. А. Бахрушина: 18 цифровых фотокопий театральных афиш XX века к постановкам произведений российской и зарубежной литературы, а также трех произведений живописи — “Зал старого дворцового театра в Вене” (Г. Климт, 1889), “В опере” (М. Кассат, 1879), “Спектакль в Московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II” (М. Зичи, 1856). Но в проекте есть еще одна изюминка, мне лично, как ценителю разнообразия и единства среды в районе Поварской, очень симпатичная. Дело в том, что все внутренние фасады, выходящие в огромный охраняемый двор, спроектированы Павлом Андреевым заново в стиле русского модерна. Работа проделана уникальная: применены и ручная роспись, и декор по лепным формам, но выполненный из стеклофибробетона. Результат ошеломительный: исторический стиль возрожден к новой технологической жизни.
Фасад дома Струкова, входящий в состав комплекса, был тщательно отреставрирован. Всего в ходе работы было восстановлено 2500 м² исторических фасадов.
Весь комплекс “Театрального дома” стал эдакой шкатулкой с секретом: за чинными внешними стенами прячется нарядный, изысканно прорисованный внутренний мир этого дома, и вся радость, которую испытывают его жители, на дворовых фасадах отразилась наглядно. В архитектуре этой определенно есть нечто театральное, словно бы, войдя в скромные кулисы, мы оказались затем на яркой сцене. Впрочем, представление на ней предназначено исключительно для частного зрителя, что в наше суетное время особенно ценно. Но еще более ценно то, как идеально этот дом, совмещающий и классику, и модерн, отвечает характеру места и вписывается в район Поварской. Прекрасный образец для подражания всем грядущим застройщикам и реставраторам, работающим в Москве. Ну и отменное место для жизни, надо полагать.
Визуализация внутреннего двора “Театрального дома” — это около трех тысяч квадратных метров комфортной охраняемой среды.
Лифтовое лобби. В отделке общественных зон дома использован мрамор и считываются мотивы архитектуры ар-деко.
Визуализация террасы в одной из верхних квартир дома. Помимо эксплуатируемой крыши, они еще снабжены дымоходами для желающих сделать настоящий камин.
Поварская — одна из самых красивых улиц в столице, в бытность студентом-архитектором я много дней провел там, зарисовывая различные фасады. Просто удивительно, как небольшой островок архитектурной среды, очень разной по стилю (там и русский модерн в Хлебном переулке, и храм Симеона Столпника, и классицизм XVIII века, и неоклассика начала века двадцатого), оказывается таким органичным и целостным.
Фрагмент дворового фасада “Театрального дома”. Мотивы архитектуры русского модерна выполнены как из традиционных, так и из современных материалов.
Один из домов в этом районе расположен на пересечении Поварской, Хлебного и Мерзляковского переулков: четыре этажа спокойной классики в типичной для Москвы зелено-белой гамме, построенных в XIX веке Николаем Струковым и Виктором Гартманом. Место с интереснейшей культурной историей, кстати, — здесь располагался в 1897-м Театр Немчинова, а в 1905 году Станиславский арендовал его для экспериментальной “Студии на Поварской”. Фасады, впрочем, у дома неброские: это именно тот тип здания, не слишком эффектного архитектурно, который столь часто становится жертвой варварского сноса.
Фрагмент дворового фасада жилого комплекса “Театральный дом” на Поварской улице, построенного Павлом Андреевым по заказу компании “Галс-Девелопмент”.
Дому Струкова, однако, повезло. Он стал частью масштабного проекта компании “Галс-Девелопмент” по созданию жилого комплекса “Театральный дом” (в названии этом — отклик на историю места). Реконструкция и реставрация, произведенные по проекту института Моспроект-2 им. М. В. Посохина, а конкретно мастерской Павла Андреева, архитектора, знающего и любящего классику и умеющего ее строить, захватили целый квартал. Все исторические фасады включенных в комплекс зданий отреставрированы группой архитекторов-реставраторов под руководством Бориса Савина.
“Декоративные панно на фризах выполнены по специально разработанным авторским рисункам с характерным для русского модерна использованием цветочных мотивов”, — говорит архитектор Павел Андреев.
Всего оказалось восемь секций высотой от четырех до семи этажей. В них уместилось 129 квартир площадью от 67 до 270 м². Понятно, что все они более чем комфортабельны, современный дом оснащен всеми чудесами технологии, а квартиры, оказавшиеся наверху, — это и вовсе “уникальное предложение” (в них кровлю можно сделать эксплуатируемой и устроить террасу). А в лобби дома будут висеть репродукции экспонатов из Театрального музея им. А. А. Бахрушина: 18 цифровых фотокопий театральных афиш XX века к постановкам произведений российской и зарубежной литературы, а также трех произведений живописи — “Зал старого дворцового театра в Вене” (Г. Климт, 1889), “В опере” (М. Кассат, 1879), “Спектакль в Московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II” (М. Зичи, 1856). Но в проекте есть еще одна изюминка, мне лично, как ценителю разнообразия и единства среды в районе Поварской, очень симпатичная. Дело в том, что все внутренние фасады, выходящие в огромный охраняемый двор, спроектированы Павлом Андреевым заново в стиле русского модерна. Работа проделана уникальная: применены и ручная роспись, и декор по лепным формам, но выполненный из стеклофибробетона. Результат ошеломительный: исторический стиль возрожден к новой технологической жизни.
Фасад дома Струкова, входящий в состав комплекса, был тщательно отреставрирован. Всего в ходе работы было восстановлено 2500 м² исторических фасадов.
Весь комплекс “Театрального дома” стал эдакой шкатулкой с секретом: за чинными внешними стенами прячется нарядный, изысканно прорисованный внутренний мир этого дома, и вся радость, которую испытывают его жители, на дворовых фасадах отразилась наглядно. В архитектуре этой определенно есть нечто театральное, словно бы, войдя в скромные кулисы, мы оказались затем на яркой сцене. Впрочем, представление на ней предназначено исключительно для частного зрителя, что в наше суетное время особенно ценно. Но еще более ценно то, как идеально этот дом, совмещающий и классику, и модерн, отвечает характеру места и вписывается в район Поварской. Прекрасный образец для подражания всем грядущим застройщикам и реставраторам, работающим в Москве. Ну и отменное место для жизни, надо полагать.
Визуализация внутреннего двора “Театрального дома” — это около трех тысяч квадратных метров комфортной охраняемой среды.
Лифтовое лобби. В отделке общественных зон дома использован мрамор и считываются мотивы архитектуры ар-деко.
Визуализация террасы в одной из верхних квартир дома. Помимо эксплуатируемой крыши, они еще снабжены дымоходами для желающих сделать настоящий камин.