Укажите на следующие преимущества малого бизнеса | Журнал о розничной торговле

Укажите на следующие преимущества малого бизнеса

Тема 18. Малое предпринимательство

  1. Сущность и основные черты малого предпринимательства.

  2. Особенности малой фирмы.

  3. Значение малого предпринимательства в экономике.

  4. Государственная поддержка малого предпринимательства (мировая практика).

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

  • юридическая независимость;

  • управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

  • небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

  • численность персонала.

  • высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

  • дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

  • зависимость от крупных компаний;

  • недостатки в управлении собственным делом;

  • слабая компетентность руководителей;

  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

  • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.

1) доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

3) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них — коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.