Укажите на следующие преимущества малого бизнеса
Тема 18. Малое предпринимательство
-
Сущность и основные черты малого предпринимательства.
-
Особенности малой фирмы.
-
Значение малого предпринимательства в экономике.
-
Государственная поддержка малого предпринимательства (мировая практика).
Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
-
юридическая независимость;
-
управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
-
небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
-
численность персонала.
-
высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
-
высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
-
дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
-
более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
-
зависимость от крупных компаний;
-
недостатки в управлении собственным делом;
-
слабая компетентность руководителей;
-
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
-
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
-
неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.
1) доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
3) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них — коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.