Закон о маркировке рекламы: что нужно знать бизнесу | Журнал о розничной торговле

Закон о маркировке рекламы: что нужно знать бизнесу

Новый закон о рекламе призван раскрыть весь путь рекламы от заказчика до публикации. Все это будет отражаться в ЕРИР — едином реестре интернет-рекламы. Доступ к информации из реестра получат участники рекламной цепочки, а также ФАС, налоговая и Роскомнадзор. Закон № 347-ФЗ

Согласно закону, всю интернет-рекламу, которая предназначена для показа в России, нужно будет маркировать, а через 20 дней после показа отчитываться об этом. Маркировать рекламу должны как российские, так и иностранные компании, рекламирующиеся в России. Если реклама будет показываться за пределами страны, маркировать и отчитываться по ней не нужно.

Турецкий интернет-магазин одежды хочет разместить рекламу для пользователей из России — ему нужно будет маркировать рекламу. Российский маркетплейс размещает интернет-рекламу с таргетом на покупателей из Беларуси, ее маркировать не надо.

Нужно маркировать рекламные посты в соцсетях, контекстную рекламу, баннеры на сайтах, видеоролики у блогеров.

Не нужно маркировать спецпроекты с медийными личностями, статьи, записи телевизионных и радиопередач, рассылки через e-mail, СМС или пуш-уведомления.

Что значит «промаркировать рекламу»

У маркированного рекламного объявления должны присутствовать маркер «Реклама», а также информация о рекламодателе или его сайте. Это может выглядеть, как на иллюстрации ниже.

Также для каждого рекламного объявления нужно получить токен, он же ID — идентификационный код. По токену можно будет отследить всю цепочку размещения от рекламодателя до показов на рекламной площадке, эти данные будет собирать Роскомнадзор. Для этого создадут единый реестр интернет-рекламы — ЕРИР.

Новые участники рекламного процесса

Сейчас типичная цепочка размещения рекламы состоит из трех звеньев:

  • рекламодатель — тот, кто рассказывает о своих товарах или услугах;
  • рекламная система — компания, которая размещает объявление в интернете, например Яндекс Директ;
  • рекламная площадка — сайты, где публикуется реклама.
Схема размещения рекламы до 1 сентября 2022 года
Схема размещения рекламы до 1 сентября 2022 года

Цепочка могла быть короче или длиннее. Например, если компания или ИП размещает объявления через агентства-посредники, добавляется еще одно звено. А если бизнес напрямую договаривается с блогерами, то рекламная система не участвует и остается два участника процесса.

С 1 сентября в процессе рекламирования появляются новые участники:

  • ОРД — оператор рекламных данных — компания, которая будет регистрировать рекламные объявления. ОРД будет собирать и передавать информацию о рекламе и всех участниках рекламного рынка в единый реестр интернет-рекламы — ЕРИР. На момент публикации статьи операторов еще нет;
  • ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы. Это государственная система учета интернет-рекламы. В ней будет храниться информация о рекламных объявлениях, рекламодателях, посредниках, рекламных площадках и договорах между ними.